МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 ИМЕНИ В.В.ПАПКОВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ № 31 от 30.08.2024 № _70__ На заседании педагогического совета Протокол № _1_от 30.08.2024 г Директор МБОУ СОШ № 31 _______Е.А.Матюшенко Учтено мнение Учтено мнение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 30.08.2024 Совета обучающихся МБОУ СОШ № 31 Протокол № 1 от 30.08.2024 Положение о внутришкольном контроле 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о внутришкольном контроле в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе №31 имени В.В.Папкова муниципального образования Абинский район ( далее МБОУ СОШ№31) разработано в соответствии с: 1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня: -Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (1-3 классы); -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в редакции приказа Минобрнауки России от 11 декабря 2020 №712 (4 классы); -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287 (5-7классы); -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897, в 1 редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от11 декабря 2020 года №712 (8-9 классы); -Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413, в редакции приказа Министерства образования и науки России от 11.12.2020 года №712 (10-11 классы) (10-11 классы); -Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 ; -Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370; - Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371; - Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(приказ от 24 ноября 2022 г. № 1023); - Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(приказ от 24 ноября 2022 г. № 1025; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(приказ от 24 ноября 2022 г. № 1026); -Приказом Министерства просвещения России от 22 марта 2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; -Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2024 № 182 ФИСОКО -Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 ОК -Приказом Рособрнадзора от 04.04.2024 № 732 учет региональных исследований -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения и, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению 2 безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» . 1.1.2. Локальными нормативными актами и документами МБОУ СОШ№31 : – Уставом ; – положением о внутренней системе качества образования (ВСОКО); – положением о самообследовании; – основными общеобразовательными программами по уровням общего образования; – положением о педагогическом совете. 1.2. Настоящее Положение определяет содержание внутришкольного контроля (ВШК) в МБОУ СОШ№31, регламентирует порядок его организации и проведение уполномоченными лицами. 1.3. Положение о ВШК разрабатывается и утверждается в МБОУ СОШ№31 в установленном порядке. 1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься измененияи (или) дополнения. 1.5. Внутришкольный контроль (далее – ВШК) – это часть управленческой деятельности администрации Школы (в пределах определенной компетенции) по изучению соответствия основных результатов деятельности работников Школы законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам в сфере образования, включая приказы и распоряжения по Школе, решения педагогических советов. 1.5. Основными аспектами ВШК являются: -осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Краснодарского края в области образования, других нормативных документов, приказов управлений образования и решений педагогического совета школы; - выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; - анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; - изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; - сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений; - анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; - оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. -установление стандартов и норм (законов, правил, положений, инструкций, приказов, распоряжений и т.д.); -измерение достигнутого за определенный период и сравнение достигнутого со стандартами и нормами; 3 -подготовка необходимых корректирующих действий. 1.6. ВШК является основным источником получения администрацией Школы необходимой и достаточной информации о состоянии управляемого объекта (деятельности работников) и одной из процедур внутришкольной системы оценки качества образования. 1.7. ВШК в Школе осуществляют администрация и руководители структурных подразделений. По приказу директора к осуществлению ВШК могут привлекаться руководители методических объединений, высококвалифицированные педагоги Школы, а также, по согласованию, представители органов государственно-общественного управления. 1.8. Директор Школы вправе обратиться в органы управления образованием, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении контроля. Помощь может быть предоставлена в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных проверок, консультировании. Привлекаемые специалисты, осуществляющие контроль, должны обладать необходимой квалификацией. 1.9. Уточнения и дополнения в Положение вносятся по решению органа управления Школы приказом директора Школы. 1.10. Положение о ВШК включается в номенклатуру локальных актов Школы. 2. Основные цели, задачи и функции внутришкольного контроля 2.1. Целью ВШК является сбор, обработка и соответствующая подготовка для анализа необходимой информации о состоянии компонентов (элементов) деятельности работников Школы, фиксация отклонений в жизнедеятельности Школы от установленных планов, стандартов и норм, для принятия регулирующих мер. 2.2. Основными задачами ВШК являются: -своевременное оказание необходимой помощи и поддержки работникам и структурным подразделениям Школы; -выявление ценного положительного опыта работы для последующей его трансляции; -своевременное выявление отклонений в деятельности работников и структур школы для последующего устранения возможных недостатков и наилучшего достижения запланированных результатов; -предупреждение возможного снижения творческой активности работников школы, повышение их персональной ответственности за результаты работы. 2.3. Основными функциями ВШК являются: диагностическая; стимулирующая; воспитывающая; коррекционная; методическая; рефлексивно-аналитическая. 3. Организационные методы, виды, формы и нормы внутришкольного контроля 3.1. Объектами ВШК являются: -процессы, протекающие в Школе (образовательный, управленческий, 4 обеспечивающий, инновационный); -деятельность педагогических и иных работников Школы; - работа структурных подразделений Школы; -связи образовательного учреждения с внешней средой; -направления деятельности (методическая работа, экспериментальная деятельность, воспитательная работа, финансово-хозяйственная деятельность, работа с персоналом и т.д.); - учебные занятия и различные мероприятия; -документальные материалы и др. 3.2. Для осуществления ВШК различных объектов используются следующие методы (отдельное контрольное действие): -урок контроля; -мониторинг (пассивное наблюдение); - контрольно-зачетное занятие; -административная работа; -включенное наблюдение; - обследование; -изучение документации; -служебное расследование; -ревизия; - собеседование, интервьюирование; - анкетирование, тестирование, опрос и т.д. 3.2.1. В зависимости от характера различают следующие основные виды ВШК: по месту проведения: -фронтальный – исследуется вся нормируемая деятельность контролируемого объекта. Продолжительность фронтального контроля – не более двух недель; -комплексный – исследуется два и более направлений деятельности объекта контроля. Продолжительность комплексного контроля — не более десяти дней; -тематический — исследуется одно направление деятельности объекта контроля. Продолжительность тематического контроля — не более пяти дней. Если в учебном плане на изучение предмета отводится 1 час в неделю, продолжительность комплексной или тематической проверки может продолжаться в течение месяца с посещением 4 - х уроков, занятий и других мероприятий у одного педагогического работника. В период адаптации учащихся в 1,5,10-х продолжительность тематического контроля осуществляется на протяжении всего адаптационного периода, (в течение двух месяцев) с посещением 5-10 уроков, занятий и других мероприятий у одного педагогического работника. 3.2.2. по времени проведения: 5 - плановый – осуществляется в соответствии с планом ВШК,обеспечивающий периодичность и исключающий нерациональное дублирование в организации контроля. Утверждается директором Школы и доводится до работников Школы в начале учебного года. Основаниями для формирования плана ВШК являются: -заявление соискателя (педагогического работника) на аттестацию; -дата проведения последней проверки в отношении объекта контроля; -необходимость оказания методической помощи педагогу вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному администрацией Школой; -задания директора школы, заместителей директора по УВР, оформленное документально (проверка состояния дел для подготовки управленческих решений); -наличие выявленных нарушений в деятельности за предшествующий период (проверка за своевременностью и полнотой исполнения выявленных ранее нарушений). Решение об отмене или переносе срока контроля, предусмотренного планом ВШК, принимается директором школы. -внеплановый (оперативный) – проводится не более двух дней по решению директора школы в случае: -обращения физических и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов (проверка установления сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей, других граждан, организаций; урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса); -задания директора школы, заместителей директора по УВР, оформленное документально (проверка состояния дел для подготовки управленческих решений); -представлений и иной информации от органов прокуратуры и правоохранительных органов; -иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии нарушений. Внеплановый контроль проводится не ранее истечения срока устранения выявленных нарушений. - повторный контроль – исполнение замечаний, ранее выявленных нарушений, предписаний об устранении нарушений (повторный контроль) (установление полноты и своевременности устранения, выявленных в ходе проверок нарушений). - предварительный контроль – предварительное знакомство с состоянием дел; - текущий контроль – непосредственное наблюдение за учебновоспитательным процессом; -итоговый контроль – изучение результатов работы за четверть, полугодие, учебный год и т.д. 3.3. По охвату объектов контроля используются следующие формы ВШК в Школе: 6 -персональный – изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагогического работника; изучение его профессиональной компетентности и ее проявление в основных функциях педагогической деятельности: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, аналитической, исследовательской. В интегрированном виде уровень реализации функций педагогической деятельности выражается в профессиональной компетентности педагога и конечных показателях его педагогической деятельности. Администрация школы, осуществляющая персональный контроль, должна установить соответствие между профессиональной компетентностью педагогического работника и конечными показателями его педагогической деятельности (уровень качества знаний учащихся; уровень сформированности общих учебных умений и навыков, способов учебно-познавательной деятельности в соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; уровень развития самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с уровнем обучаемости): -классно-обобщающий – получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах параллели: -деятельность всех педагогических работников по формированию общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационнокоммуникативной и рефлексивной деятельности; -развитие самостоятельной деятельности обучающихся; - стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; -сотрудничество педагога и обучающихся; -социально-психологический климат в классном коллективе и др. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы: - предметно-обобщающий – это проверка качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями (например: соответствие обучения русскому языку в 5-6- х классах требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; соответствие обучения математике в 1011-х классах требованиям государственного стандарта среднего общего образования; состояние преподавания физики в школе и др.) 7 -обзорный – это проверка отдельных вопросов образовательной деятельности (например, состояние школьной документации, учебных кабинетов, обеспеченность учащихся учебной литературой); 3.4. ВШК проводится в сроки, определенные данным положением и указанные в приказе о его проведении. Срок контроля исчисляется с даты начала до даты его завершения включительно. Контроль может быть закончен ранее установленного срока. Срок контроля может быть продлен. Основаниями для продления сроков контроля могут быть: -сложность объектов контроля и большой объем проверяемой информации; - необходимость сбора дополнительной информации; -непредставление работником Школы необходимых сведений в установленный срок; -иные причины и обстоятельства, препятствующие достижению целей контроля. Решение о продлении сроков контроля оформляется приказом директора школы, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. Максимальный срок, на который может быть продлен контроль – один месяц. 3.5. Нормирование и тематика проверок находится в исключительной компетенции директора школы. 4. Организация подготовки проведения внутришкольного контроля 4.1. Подготовка к проведению контроля включает в себя: -подготовку плана – задания (программы) контроля; -подготовку предложений по составу комиссии по контролю (кандидатурам должностных лиц, которым будет поручено проведение контроля); -издание приказа о проведении контроля с прилагаемым к нему планомзаданием или с указанием перечня необходимых для проведения контроля документов и иной информации; -доведение приказа до сведения коллектива Школы; -информирование председателем комиссии ее членов о целях, основных задачах контроля, порядке и сроках его проведения; инструктаж членов комиссии. 4.2. ВШК проводится на основании приказа директора Школы о проведении контроля, в котором определяются: -вид и тема контроля; -сроки проведения контроля; -председатель комиссии, персональный состав комиссии (либо должностное лицо, которому поручено проведение контроля в индивидуальном порядке); -сроки предоставления итоговых материалов; - план – задание на проведение контроля. 4.3. План – задание устанавливает особенности контроля и должен обеспечивать достаточную информированность и сравнимость 8 результатов для подготовки итогового документа (справка, акт) по отдельным разделам результатов деятельности работника Школы или должностного лица. В плане – задании контроля указываются тема, цель, объекты контроля, сроки контроля, методы контроля и вопросы проверки. План – задание разрабатывается директором или заместителем директора Школы, курирующим контролируемое направление деятельности. 5. Результаты контроля могут представляться в форме: -акта, в случаях, когда не требуется углубленная обработка и анализ собранной информации; -аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и иной форме, установленной образовательным учреждением (далее по тексту – итоговый документ), в случаях, когда требуется углубленная обработка и анализ собранной информации; -письменного ответа на жалобу или заявление. 6. Компетенция и полномочия руководителей образовательного учреждения при организации и проведении внутришкольного контроля 6.1. Директор Школы и (или) по его поручению заместитель, эксперты в пределах компетенций и полномочий, установленных законодательством, вправе осуществлять контроль за работниками и за результатами их деятельности по следующим направлениям и соответствующим вопросам: 6.1.1. Контроль за соблюдением законодательства в области образования и осуществления государственной политики в области образования: -соблюдение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов Школы; -своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (помощь детям из малообеспеченных семей, обеспечение обучающихся учебниками, организация льготного питания и др.); -состояние учёта детей в микрорайоне Школы; -выполнение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности общего образования; -порядок комплектования 1, 10 классов; -работа организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Школы; -согласованность деятельности членов педагогического коллектива по реализации документов тактического планирования (план работы Школы, планы деятельности структурных подразделений, методических объединений учителей и т.д.) и стратегических планов Школы (программа развития, образовательная программа, целевые комплексные программы и т.д.). -ведение документации. 9 6.1.2. Контроль за уровнем достижения результатов деятельности Школы: - обеспечение здоровья и здорового образа жизни: -проверка состояния санитарно-гигиенического режима; - обеспечение горячим питанием; -охват занятиями физкультурой и спортом; - организация занятий физкультурой в специальных медицинских группах; -выявление уровня и структуры острой заболеваемости; -выявление организации обучения учащихся первого класса, функционально незрелых к обучению; -выявление организации адаптационного периода учащихся первых, пятых, десятых классов; -выявление влияния на состояние здоровья дифференциации обучения (учеба в профильных классах и т.д.); - система обеспечения безопасной жизнедеятельности; - организация учебного процесса с точки зрения формирования здоровья и здорового образа жизни. - обеспечение оптимального и допустимого уровня воспитанности: - оценка качества воспитательных и общешкольных мероприятий; -диагностика структуры интересов и ценностей учащихся; воспитательного потенциала педагогов, учащихся и управленческого воспитательного потенциала; -выявление направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитательных мероприятий. -обеспечение основного общего и дополнительного образования, требованиям государственного образовательного стандарта: -выявление соответствия качества знаний учащихся по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации (базовый и профильный уровни) требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования; -определение уровня сформированности общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности, универсальных учебных действий; -определение уровня развития самостоятельной деятельности учащихся в конце каждого полугодия; -определение качества предпрофильной подготовки и профильного обучения; -создание системы диагностики качества образования и выявление: - способностей учащихся к творческому решению учебных и практических задач (компетенции); -отношения школьников к процессу познания (мотивации учения); -видения учащимися себя в жизненной перспективе (определённость профессионального выбора, степень тревожности за выбор собственного жизненного пути, 1 0 уверенность в своих силах, видение альтернатив в выборе жизненного пути, принципы и подходы к выбору своего жизненного пути); - способности к социальной адаптации (гибкость мышления, коммуникабельность, предприимчивость, терпимость, способность принимать решения и отвечать за них, и др.); -определение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг. - обеспечение готовности к непрерывному образованию и к работе в рыночных условиях: -продолжение выпускниками Школы образования и трудоустройство. -создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе: -анализ изучения быта детей классными руководителями; -мониторинг процесса подготовки учащихся по вопросам психологии, формирования санитарно-гигиенических знаний, знаний в области взаимоотношения полов, эстетических, правовых, экономических и экологических знаний; -обеспечение образовательных услуг с учетом индивидуальных и общественных потребностей и создание адаптивной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся: -контроль за всеобучем; - изучение и диагностика образовательных потребностей и возможностей учащихся; -качество реализации многоуровневой и вариативной образовательной программы, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей учащихся с различными уровнями познавательных способностей и развития; -предоставление учащимся права выбора уровня образовательной программы в соответствии с познавательными способностями и возможностями; -предоставление учащимся услуг дополнительного образования в соответствии с их запросами и потребностями; -уровень развития воспитательной системы, обеспечивающей сферы внешней и внутренней деятельности, связанной с социумом. 6.1.3. Контроль за условиями достижения оптимальных конечных результатов: -кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса: -своевременное повышение квалификации; -качество самообразовательной работы работников Школы по овладению новыми педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями; -оценка деятельности педагогического работника по: -обновлению содержания обучения - освоению новых технологий обучения; 1 1 -созданию системы контроля и оценивания знаний, предметных и общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационнокоммуникативной и рефлексивной деятельности учащихся, УУД в соответствии с требованиями ФГОС; -выполнению программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); -оценка эффективности учебных занятий; -выявление умений педагогических работников: - организовать учебный процесс в зоне ближайшего развития каждого ученика; -организовать систему совместной с учащимися творческой деятельности; создать условия, обеспечивающие процесс обучения, в атмосфере положительного эмоционального микроклимата; -осуществлять целеполагание, отбирать содержание учебного материала, оптимальные методы обучения и формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся, анализировать педагогические ситуации, осуществлять самооценку результатов педагогического труда и вносить необходимые коррективы; -выявление умений педагогов описывать свою педагогическую систему при обобщении опыта; выявление умений педагогов разрабатывать и осуществлять программу (индивидуальный план) своего развития; - научно-методическое обеспечение образовательного процесса: -методическая и инновационная работа по обновлению содержания и технологий образования в соответствии с современными требованиями: - ФГОС; - предшкольная подготовка; - предпрофильная подготовка; - профильное обучение; -разработка программно-методического обеспечения элективных предметов учебного плана школы; -разработка УМК по предметам; - использование методического обеспечения в образовательном процессе; - работа творческих групп, методических объединений, библиотеки; - методическое обеспечение подготовки учащихся к ЕГЭ и др. - финансовое и материально-техническое обеспечение учебновоспитательного процесса: -расходование бюджетных и внебюджетных средств; - использование учебной и материально-технической базы Школы. 6.2. Содержание ВШК по каждому из направлений определяется спецификой деятельности Школы, уровнем реализуемой образовательной программы. 6.3. Администрация Школы вправе контролировать исполнение работниками учреждения иных норм и правил, установленных нормативными, правовыми и распорядительными актами в сфере образования, а также Уставом Школы. 1 2