МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН СОШ №31 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 31 ___________________________ Матюшенко Е.А. приказ №___ от «1» сентября2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3393873) учебного предмета «английский язык » для обучающихся 10-11 класс Варнавинское 2023 Рабочая программа к линии учебников «Английский язык. 10—11 классы» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также с учетом требований, изложенных в примерной программе среднего общего образования по иностранному языку. В ней сформулированы цели и задачи учебного курса, определено его содержание, предложено тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, представлены рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Английский язык», даны рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности, а также рекомендации по работе с электронными приложениями к учебникам и формированию ИКТ-компетентности учащихся. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Английский язык» Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по английскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися программы по английскому языку для уровня среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности: В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка, достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном (английском) языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного (английского) языка; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, в том числе с использованием изучаемого иностранного языка. 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, с использованием изучаемого иностранного (английского) языка. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по английскому языку для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Метапредметные результаты В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений изучаемого иностранного языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности в языковых явлениях изучаемого иностранного (английского) языка; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием иностранного (английского) языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной лингвистической терминологией и ключевыми понятиями; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативных решений. Работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, в том числе на иностранном (английском) языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты на иностранном (английском) языке в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, таблица, схема, диаграмма и другие); оценивать достоверность информации, её соответствие морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия на иностранном (английском) языке, аргументированно вести диалог и полилог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль давать оценку новым ситуациям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста на иностранном (английском) языке выполняемой коммуникативной задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. Планируемые предметные результаты освоения предмета «английский язык» В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь – Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; – при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»; – выражать и аргументировать личную точку зрения; – запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; – обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь – Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного; – давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); – строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы. Аудирование – Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; – выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением. Чтение – Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; – отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо – Писать несложные связные тексты по изученной тематике; – писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; – письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Языковые навыки Орфография и пунктуация – Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи – Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Лексическая сторона речи – Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; – распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы; – определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту; – распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.). Грамматическая сторона речи – Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; – употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах); – употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); – употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless; – употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or; – употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French); – употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room); – употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my parents); – употреблять в речи конструкции с герундием: to love / hate doing something; stop talking; – употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to speak; – употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson); – употреблять в речи конструкцию it takes me … to do something; – использовать косвенную речь; – использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect; – употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect; – употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени – to be going to, Present Continuous; Present Simple; – употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should; need, shall, could, might, would); – согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; – употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; – употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль; – употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения; – употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения; – употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество (many / much, few / a few, little / a little) и наречия, выражающие время; – употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь – Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; – проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какойлибо информации; – обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь – Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; – обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование – Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; – обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом. Чтение – Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо – Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки Орфография и пунктуация – Владеть орфографическими навыками; – расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая сторона речи – Произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Лексическая сторона речи – Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; – узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations). Грамматическая сторона речи – Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done); – употреблять в речи структуру have/get + something + Participle II (causative form) как эквивалент страдательного залога; – употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time you did smth; – употреблять в речи все формы страдательного залога; – употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; – употреблять в речи условные предложения нереального характера (Conditional 3); – употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb; – употреблять в речи структуру used to / would + verb для обозначения регулярных действий в прошлом; – употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor; – использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях. Выпускник на углубленном уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь – Кратко комментировать точку зрения другого человека; – проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какойлибо информации; – обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию; – выражать различные чувства (радость, удивление, грусть, заинтересованность, безразличие), используя лексико-грамматические средства языка. Говорение, монологическая речь – Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; – обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста; – формулировать вопрос или проблему, объясняя причины, высказывая предположения о возможных последствиях; – высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая ее аргументами и пояснениями; – комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против; – строить устное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание, сравнивая их и делая выводы. Аудирование – Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; – обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом; – детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического характера с четким нормативным произношением в ситуациях повседневного общения. Чтение – Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов; – использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации; – отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов. Письмо – Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу; – описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в электронном письме личного характера; – делать выписки из иноязычного текста; – выражать письменно свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики; – строить письменное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание и делая выводы. Языковые навыки Фонетическая сторона речи – Произносить звуки английского языка четко, не допуская ярко выраженного акцента; – четко и естественно произносить слова английского языка, в том числе применительно к новому языковому материалу. Орфография и пунктуация – Соблюдать правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Лексическая сторона речи – Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; – узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations); – распознавать и употреблять в речи различные фразы-клише для участия в диалогах/полилогах в различных коммуникативных ситуациях; – использовать в пересказе различные глаголы для передачи косвенной речи (reporting verbs — he was asked to…; he ordered them to…). Грамматическая сторона речи – Употреблять в речи артикли для передачи нюансов; – использовать в речи широкий спектр прилагательных и глаголов с управлением; – употреблять в речи все формы страдательного залога; – употреблять в речи сложное дополнение (Complex object); – использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях; – использовать в речи местоимения «one» и «ones»; – использовать в речи фразовые глаголы с дополнением, выраженным личным местоимением; – употреблять в речи модальные глаголы для выражения догадки и предположения (might, could, may); – употреблять в речи инверсионные конструкции; – употреблять в речи условные предложения смешанного типа (Mixed Conditionals); – употреблять в речи эллиптические структуры; – использовать степени сравнения прилагательных с наречиями, усиливающими их значение (intesifiers, modifiers); – употреблять в речи формы действительного залога времен Future Perfect и Future Continuous; – употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous; – использовать в речи причастные и деепричастные обороты (participle clause); – использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done; might + have done). Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь – Бегло говорить на разнообразные темы, четко обозначая взаимосвязь идей; – без подготовки вести диалог/полилог в рамках ситуаций официального и неофициального общения; – аргументированно отвечать на ряд доводов собеседника. Говорение, монологическая речь – Высказываться по широкому кругу вопросов, углубляясь в подтемы и заканчивая соответствующим выводом; – пояснять свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных позиций; – делать ясный, логично выстроенный доклад, выделяя важные элементы. Аудирование – Следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств; – понимать разговорную речь в пределах литературной нормы, в том числе вне изученной тематики. Чтение – Детально понимать сложные тексты, включающие средства художественной выразительности; – определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий; – прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий; – определять замысел автора. Письмо – Описывать явления, события; излагать факты в письме делового характера; – составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной и/или исследовательской деятельности. Языковые навыки Фонетическая сторона речи – Передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации и логического ударения. Орфография и пунктуация – Создавать сложные связные тексты, соблюдая правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Лексическая сторона речи – Узнавать и употреблять в речи широкий спектр названий и имен собственных в рамках интересующей тематики; – использовать термины из области грамматики, лексикологии, синтаксиса; – узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте специальную терминологию по интересующей тематике. Грамматическая сторона речи – Использовать в речи союзы despite / in spite of для обозначения контраста, а также наречие nevertheless; – распознавать в речи и использовать предложения с as if/as though; – распознавать в речи и использовать структуры для выражения сожаления (It’s time you did it/ I’d rather you talked to her/ You’d better…); – использовать в речи широкий спектр глагольных структур с герундием и инфинитивом; – использовать в речи инверсию с отрицательными наречиями (Never have I seen… /Barely did I hear what he was saying…); – употреблять в речи страдательный залог в Past Continuous и Past Perfect, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect 2. Содержание учебного предмета «Английский язык» Базовый уровень Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения. Умение без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи». Умение выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку. Умение запрашивать информацию в пределах изученной тематики. Умение обращаться за разъяснениями и уточнять необходимую информацию. Типы текстов: интервью, обмен мнениями, дискуссия. Диалог/полилог в ситуациях официального общения, краткий комментарий точки зрения другого человека. Интервью. Обмен, проверка и подтверждение собранной фактической информации. Монологическая речь Совершенствование умения формулировать несложные связные высказывания в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Использование основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Умение передавать основное содержание текстов. Умение кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.). Умение описывать изображение без опоры и с опорой на ключевые слова/план/вопросы. Типы текстов: рассказ, описание, характеристика, сообщение, объявление, презентация. Умение предоставлять фактическую информацию. Аудирование Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Выборочное понимание деталей несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера. Типы текстов: сообщение, объявление, интервью, тексты рекламных видеороликов. Полное и точное восприятие информации в распространенных коммуникативных ситуациях. Обобщение прослушанной информации. Чтение Совершенствование умений читать (вслух и про себя) и понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного) и жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов). Использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Умение отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному. Типы текстов: инструкции по использованию приборов/техники, каталог товаров, сообщение в газете/журнале, интервью, реклама товаров, выставочный буклет, публикации на информационных Интернет-сайтах. Умение читать и достаточно хорошо понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового) и жанров (рассказ, роман, статья научно-популярного характера, деловая переписка). Письмо Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики. Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе. Умение описывать явления, события. Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства. Умение письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Типы текстов: личное (электронное) письмо, тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии. Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Языковые навыки Орфография и пунктуация Умение расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Владение орфографическими навыками. Фонетическая сторона речи Умение выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации, в том числе интонации в общих, специальных и разделительных вопросах. Умение четко произносить отдельные фонемы, слова, словосочетания, предложения и связные тексты. Правильное произношение ударных и безударных слогов и слов в предложениях. Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций (например, „It’s him who took the money”, “It’s time you talked to her”). Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor. Лексическая сторона речи Распознавание и употребление в речи лексических единиц в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в том числе в ситуациях формального и неформального общения. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных фразовых глаголов (look after, give up, be over, write down get on). Определение части речи по аффиксу. Распознавание и употребление в речи различных средств связи для обеспечения целостности высказывания. Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations – get to know somebody, keep in touch with somebody, look forward to doing something) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Углубленный уровень Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Подготовленное интервью. Умение кратко комментировать точку зрения другого человека. Типы текстов: интервью, модерация, обсуждение. Умение бегло говорить на различные темы в ситуациях официального и неофициального общения, в том числе и в рамках выбранного профиля. Аргументированные ответы на ряд доводов собеседника. Монологическая речь Умение предоставлять фактическую информацию. Умение детально высказываться по широкому кругу вопросов, в том числе поясняя свою точку зрения. Умение делать ясный, логично выстроенный доклад. Типы текстов: обращение к участникам мероприятия, изложение содержания материалов по конкретной проблеме, выступление с докладом. Аудирование Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов; объявлений по громкоговорителю – информации, правил, предупреждений) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Умение в общих чертах следить за основными моментами долгой дискуссии или доклада. Типы текстов: выступление на конференции, ток-шоу, теледебаты, обращение к участникам мероприятия, репортаж. Доклад. Сложная система доказательств. Разговорная речь в пределах литературной нормы. Чтение Умение читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового). Изучающее чтение в целях полного понимания информации. Типы текстов: аннотация, статья/публикация в журнале, документация, отчет, правила (законодательные акты), договор/соглашение, диаграмма / график / статистика / схема, словарная статья в толковом словаре, дискуссии в блогах, материалы вебинаров. Детальное понимание сложных текстов. Анализ текстов с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста. Письмо Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Написание текстов с четкой структурой, включающих аргументы, развернутые рассуждения, примеры и выводы, на широкий спектр тем. Типы текстов: официальное/неофициальное приглашение, резюме, аннотация к публикациям в Интернете, отчет о ходе/результатах проекта/исследования, протокол обсуждения задач, реферат по конкретному вопросу, комментарий, аргументация точки зрения. Языковые навыки Фонетическая сторона речи Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Умение передавать смысловые нюансы высказываний с помощью интонации и логического ударения. Орфография и пунктуация Орфографические и пунктуационные навыки. Умение создавать тексты без орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание. Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и использование в речи различных союзов и средств связи (to begin with, as follows, in conclusion). Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций. Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor. Распознавание и употребление в речи инверсии. Распознавание и употребление в речи широкого спектра глагольных структур. Лексическая сторона речи Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Распознавание и употребление широкого спектра лексических единиц, связанных с выбранным профилем. Распознавание и употребление в речи пословиц, идиом, крылатых выражений. Предметное содержание речи Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. (48 часов). Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научнотехнический прогресс. (90 часов). Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. (50 часов). 2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение учебного предмета Примерной программой среднего общего образования по английскому языку предусмотрено 210 часов на изучение учебного материала, рабочая программа составлена на 207 учебных часов ( из расчета: 3 часа в неделю в 10 классе (35 учебный недель), 3 часа в 11 классе ( из расчета 34 учебных недель). 10 класс Раздел 1. Повседневная жизнь семьи. Межличностн ые отношения в семье, с друзьями и знакомыми 2. Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансирова нное питание. Отказ от вредных привычек Кол Темы иче ств о час ов 10 Блок 1 «В гармонии с собой». Основные сведения о себе. Любимые занятия и увлечения. Забота о 8 здоровье и физической форме. 3. Покупки: 6 одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодёжная мода. Кол иче ство часо в 27 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно произносят новые лексические единицы; -воспринимают на слух и воспроизводят популярные песни; - воспринимают на слух аудиотексты различного типа с различной глубиной понимания; -понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью); -выделяют тему и главные факты звучания текста; -устанавливают соответствие между звучащими Основные направления воспитательной деятельности Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Экологическое воспитание Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; текстами и предложенными утверждениями; -ориентируются в иноязычном тексте, прогнозируют его содержание; -читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним (озаглавливают текст, устанавливают соответствие между текстом и его заглавием, завершают текст предложенными фразами, устанавливают корректность определенной информации или ее наличие в тексте); -повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; -выявляют значения незнакомых слов, используя языковую догадку (контекст, а также основные словообразовательны е модели); - тренируются в использовании английских предлогов; -устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; - знакомятся с различными способами выражения понятия преференции; - знакомятся с такими способами словообразования, как сокращение, звукоподражание, -словосложение в английском языке; -повторяют ранее усвоенные словообразовательны е модели; -учатся выражать сочувствие и поддержку на изучаемом языке; -знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью beat и используют их в речи; -овладевают новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи; -знакомятся с синонимическими рядами; -знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения по теме «Здоровье»; - повторяют грамматические времена present simple, present progressive, past simple, past progressive, future simple, future-in-thepast, present perfect, present perfect progressive, past perfect, past perfect progressive; - знакомятся со структурами would rather и had better; - знакомятся с новыми фактами использования грамматических времен present и past simple, present и past progressive; - составляют диалоги и интервью по теме; - составляют высказывания и диалоги по образцу; -составляют высказывания по ключевым фразам; - описывают внешность человека по портретам; - работают в парах и/или группах, вырабатывая определенные решения и мнения; -высказывают мнение о личных предпочтениях; - участвуют в обмене 4. Внешность и 4 характеристик а человека, литературног о персонажа 5. Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: чтение, кино, театр, музыка, 9 Блок 2 21 «В гармонии с другими». Друзья. Отношения между людьми. Семья. Семейный бюджет. Обязанности по дому. Домашний уклад мнениями относительно понимания счастья и гармонии; -комментируют английские пословицы, выражая собственную точку зрения; - ведут диалог по поводу здорового образа жизни; - пишут письма личного характера; -пишут сочинения по заданному плану, выражая собственное мнение; - письменно выполняют задания лексикограмматического характера; -выполняют задания в формате ЕГЭ; - выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух и воспроизводят стихи и песни; -воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; -понимают содержание аутентичных Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое музеи, Интернет, компьютерны е игры 6. Современный 12 мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования в высшей школе, в профессионал ьном колледже, выбор рабочей специальност и, подработка для школьника). Роль иностранного языка в планах на будущее аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью); - устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; -читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним (озаглавливают текст, устанавливают соответствие между текстом и его заглавием, завершают текст предложенными фразами, устанавливают корректность определенной информации или ее наличие в тексте, отвечают на вопросы по тексту, завершают предлагаемые после текста воспитание); Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; утверждения); - повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; - тренируются в использовании английских предлогов; - устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; - составляют собственные предложения с новыми словами; - находят соответствия английским лексическим единицам в родном языке; - знакомятся с образованием новых слов при помощи изменения места ударения и морфологической структуры; - повторяют ранее усвоенные словообразовательны е модели; - учатся общаться, соблюдая правила политкорректности; - учатся восстанавливать добрые отношения после произошедшей размолвки; - учатся различать глаголы do и make, существительные incident и accident и служебные слова as и like, а также правильно использовать их в речи; - знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью sign и используют их в речи; -овладевают новыми лексическими единицами по теме и используют их в речи; - продолжают знакомство с фразеологическим фондом английского языка, изучая ряд новых пословиц; - учатся использовать в речи идиоматические выражения, говорящие о финансовом состоянии человека; - повторяют видовременные формы глаголов в активном и пассивном залогах; - трансформируют утверждения в активном залоге в пассивные конструкции и используют их в устной и письменной речи; - знакомятся с новыми фактами использования грамматических времен past simple, present perfect с маркером recently; -строят высказывания о взаимоотношениях между людьми, дружбе, поддержании дружеской обстановки в семье, решении проблемы отцов и детей, своем детстве, своем отношении к выполнению домашних обязанностей, планировании семейного бюджета; - строят высказывания о британской королевской семье в соответствии с предложенным планом; - составляют высказывания по ключевым словам и фразам; - составляют и разыгрывают диалоги-расспросы о друзьях и дружеских отношения; -составляют небольшие диалоги по заданным ситуациям с опорой на образец; - высказывают личное мнение по обсуждаемым вопросам (место семьи в современном обществе, распределение домашних обязанностей); - комментируют 7. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия 10 8. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры) 10 Блок 3 «В гармонии с природой». Жизнь природы. Экологические проблемы. Природные катастрофы. Проблемы, созданные руками человека. Экология человека. Чудеса природы 30 английские пословицы, выражая собственную точку зрения; - письменно выполняют задания лексикограмматического и творческого характера; - учатся писать письма личного характера; -пишут сочиненияэссе на заданные темы; -выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух и воспроизводят стихи и песни по теме учебной ситуации; -воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; -понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, научно-популярный Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); 9. Выдающиеся люди родной страны и страны/ стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру 8 текст, диалог, интервью); - устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; - читают аутентичные тексты разных типов и жанров, в том числе научно-популярные, с пониманием основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием содержания, используя различные виды смысловой переработки текста и различные виды работы с ним; -выбирают наиболее подходящий заголовок к тексту из списка предложенных; -сами озаглавливают текст; -устанавливают соответствия между частями текста и их заглавиями; -завершают текст, выбирая необходимые слова или фразы из списка предложенных; -восстанавливают незаконченный прочитанный текст, используя необходимые видовременные Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Экологическое воспитание формы глаголов, степени сравнения прилагательных и иных частей речи; -завершают предлагаемые после текста утверждения; - читают слова по транскрипции с последующей самопроверкой; -предлагают логическое завершение прочитанного текста на основе заданных параметров; -отвечают на вопросы по тексту, в том числе с выражением собственной оценки по поводу прочитанного; - повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; - устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; -находят соответствия английским лексическим единицам в родном языке; -пополняют словарный запас лексикой для обсуждения проблем, связанных с учебной ситуацией блока; -знакомятся со спецификой употребления наречий very, really, truly, absolutely в сочетаниях с прилагательными, обозначающими высокую степень качества; -повторяют ранее усвоенные словообразовательны е модели; -знакомятся с аффексом -ern для образования прилагательных, используют единицы типа northern в речи; - знакомятся с различиями использования лексических единиц comfortable/convenient, visit/attend, landscape/scenery/view; - знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения типа as brave as a lion, построенные по модели as+Adj+as+N; - группируют слова на основе синонимических отношений; - знакомятся с функционированием фразовых глаголов с ядерной частью cut и используют их в речи; - учатся выражать ободрение собеседнику, успокаивать его; - исправляют смысловые ошибки в предлагаемых высказываниях; -повторяют видовременные формы глаголов в активном и пассивных залогах; - знакомятся с особенностями использования пассивных структур с простым/перфектным и продолженным инфинитивом в английском языке, устанавливают их соответствия с единицами родного языка; - повторяют основные случаи использования неопределенного, определенного и нулевого артиклей, обобщают информацию об их употреблении; знакомятся с особенностями использования артиклей с названиями регионов и провинций, названиями стран, каналов, водопадов, пустынь, полуостровов, отдельных горных вершин, университетов и колледжей, дворцов, вокзалов, аэропортов, гостиниц, кораблей, газет и журналов; - знакомятся с особенностями использования артиклей с именами существительными в функции дополнения, предикатива, а также в восклицательных предложениях; - знакомятся с особенностями использования артиклей с именами существительными, обозначающими трапезу, еду; - строят высказывания о проблемах загрязнения окружающей среды, экологических проблемах и катастрофах, исчезающих видах флоры и фауны, используя план или ключевые слова; - отвечают на вопросы, связанные с проблематикой учебной ситуации; - обсуждают взаимоотношения и взаимозависимость человека и природы; - описывают различные погодные условия, разнообразные ландшафты; - знакомятся с новой интерпретацией хорошо известной фабулы “Little Red Riding Hood”, обсуждают ее, составляя новый и классический варианты; - обсуждают деятельность различных экологических организаций; вырабатывают возможные решения существующих экологических проблем; - составляют и разыгрывают диалоги-расспросы; - ведут этикетные диалоги, выражая одобрение; - составляют монологические высказывания о природе России; - комментируют выработанные в современном обществе положения, связанные с защитой окружающей среды; - письменно выполняют задания лексикограмматического и творческого характера; -пишут письма личного характера; -знакомятся с традиционной структурой личного письма и пишут письмо личного характера; -пишут сочиненияэссе на темы, связанные с проблемами учебной ситуации; -выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; 10. Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками 10 11. Туризм. Виды отдыха. Путешествия по России и зарубежным странам 8 12. Родная 10 страна и страна/ страны изучаемого языка: географическ ое положение, столицы и крупные города, регионы; система образования, достопримеча тельности, культурные особенности (национальны еи популярные праздники, знаменательн ые даты, традиции, обычаи); страницы истории Блок 4. «В гармонии с миром». Почему люди путешествуют. Способы путешествий. Места, куда мы едем и где останавливаемс я. Что мы делаем во время путешествий. Осмотр достопримечат ельностей 27 -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; - воспринимают на слух и воспроизводят стихи и песни по теме учебной ситуации; - воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; - понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, публицистика, научно-популярная проза, диалог, интервью); - устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; - выбирают правильные ответы на вопросы, связанные с содержанием звучащего текста; - ориентируются в иноязычном тексте и дают ему название; - читают аутентичные тексты разных типов и жанров с пониманием Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Экологическое воспитание основного содержания и вычленением затребованной информации, а также с полным и точным пониманием всего текста; - используют различные виды работы с текстом: отвечают на вопросы по тексту, выбирают адекватные ответы на вопросы, связанные с содержанием текста, завершают текст предложенными фразами; -оценивают и обсуждают прочитанное; -повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; -выявляют значения незнакомых слов с помощью контекста, знания интернациональной лексики, а также знания основных словообразовательны х моделей; - устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; -знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и используют их в речи; -учатся различать и правильно использовать в речи такие близкие по смыслу лексические единицы, как существительные trip, journey, travel, voyage и прилагательные ill, sick, а такжеhandsome, pretty, beautiful; -учатся подтверждать высказанную мысль с помощью кратких фраз so do (am) I, so does (is) he/she, neither do (am) I, neither does (is) he/she и т. п.; -знакомятся с функционированием фразовых глаголов с ядерной частью set и используют их в речи; - знакомятся и учатся использовать в речи идиоматические выражения со словом world; -знакомятся с рядом клишированных фраз, характерных для использования в повседневной разговорной речи, и учатся употреблять их; -знакомятся с особенностями употребления английских прилагательных типа alive, afire, afloat и т. п.; повторяют английские причастия Participle I и Participle II, а также английские модальные глаголы; -знакомятся с некоторыми особенностями семантики и употребления английских модальных глаголов, передающих значение вероятности; -учатся различать и правильно использовать глаголы mustn’t, needn’t, shouldn’t; -составляют диалоги на заданную тему и по заданной ситуации; -составляют высказывания по ключевым фразам; -высказываются о личных предпочтениях; -ведут диалог в предполагаемых ситуациях — в магазине, кассе вокзала, гостинице; -дают распространенные ответы на вопросы, связанные с обсуждаемыми темами; -пишут сочинения по заданному плану и выражают в них собственное мнение; -пишут письма личного характера; -пишут краткие повествования по ключевым словам; -письменно выполняют задания лексико- грамматического характера; -выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов 11 класс Раздел Кол Темы иче ств о час ов 1. Школьное 18 Блок 1. образование, «Шаги к школьная вашей жизнь. карьере». Переписка с Выбор зарубежными профессии. сверстниками. Обучение в Подготовка к России и за выпускным рубежом. экзаменам. Ведущие Выбор университеты Кол Основные виды иче деятельности ств обучающихся (на о уровне универсальных час учебных действий) ов 24 Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух стихи и песни по теме учебной ситуации; воспринимают на слух аудиотексты с Основные направления воспитательной деятельности Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных профессии. Альтернативы в продолжении образования 2. Место 4 иностранного языка в повседневной жизни и профессионал ьной деятельности в современном мире 3. Внешность и 3 характеристик а человека, литературног о персонажа Великобритани и и России. Изучение иностранных языков различной глубиной понимания; -понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, научно-популярный текст, диалог, интервью); -устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; - читают аутентичные тексты публицистического, биографического, научно-популярного характера с различной глубиной и точностью проникновения в содержание; -отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; -завершают прочитанный текст предложенными лексическими единицами и фразами; -повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; -устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; -овладевают новыми названиями ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; современных популярных профессий; -учатся осуществлять перифраз; -знакомятся с наиболее распространенными деривационными моделями для образования названий профессий; -выявляют дифференциальные признаки между синонимичными единицами job /profession/ occupation/ career; -знакомятся с лексическими единицами either, neither и спецификой их употребления, в частности в конструкциях either… or, neither… nor; знакомятся с союзом whether, выявляют различия в его использовании по сравнению с синонимичным союзом if; -знакомятся со спецификой использования неопределенных местоимений nobody, no one, none и употребляют их в речи; -выявляют различия в использовании единиц either/any, neither/none, nobody, no one и употребляют их в речи; -овладевают новыми лексическими единицами, в том числе по обсуждаемой теме, и используют их в речи; -знакомятся с метафорическим использованием лексических единиц в речи; -учатся правильно выстраивать логику текста, используя слова-связки although, however,besides, actually, eventually, nevertheless, etc.; -знакомятся с конструкцией have (has) sth done и используют ее в речи; -повторяют видовременные формы глаголов в активном и пассивном залогах; -строят высказывания о своей будущей карьере, уточняя, что повлияло на выбор их предполагаемой профессии; -запрашивают и сообщают информацию о системе образования в Великобритании и России, об их проблемах, связанных с учебной ситуацией, работая в парах; -высказывают свое отношение к обсуждаемым проблемам, обсуждают наиболее и наименее престижные Профессии современного общества; -составляют и разыгрывают диалоги о будущей профессиональной деятельности на основе предложенного образца или предлагаемых идей; -целенаправленно расспрашивают собеседников о проблемах систем образования в родной стране и Великобритании, по вопросу развития и изучения английского языка; -устанавливают соответствия (по собственному мнению) между личностными качествами и будущим видом профессиональной деятельности; -продолжают развивать умения составлять диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями; -комментируют предлагаемые диаграммы; -письменно завершают высказывания; -письменно завершают тексты; -письменно передают содержание русских фраз на английском языке; 4. 8 Повседневная жизнь семьи. Межличностн ые отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные Блок 2. «Шаги к пониманию культуры». Ценности и убеждения. Традиции и обычаи. 24 -письменно задают вопросы о системе образования в Великобритании; -письменно исправляют ошибки, содержащиеся в предлагаемых английских фразах; -письменно комментируют высказывания, соотносящиеся с учебной ситуацией, предлагая оценку и выражая собственное мнение; -письменно выполняют задания лексикограмматического и творческого характера; -пишут личные письма, затрагивая вопросы будущей после школьной деятельности, проблемы образования; -выполняют задания в формате ЕГЭ; выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух стихи и песни по теме учебной ситуации; Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на ситуации, их предупрежден ие и разрешение 5. Здоровый 6 образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансирова нное питание. Отказ от вредных привычек 6. Молодёжь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодёжи в жизни общества. Досуг молодёжи: увлечения и интересы. 8 7. 4 Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальны й спорт, спортивные соревнования Принятые нормы поведения в обществе. Проблемы толерантности, свободы, независимости. Литература. Музыка. Театр. Кино Изобразительн ое искусство. Музеи и картинные галереи. -воспринимают на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; -понимают содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, художественный текст, диалог, интервью, биография); -читают и завершают тексты предложенными лексическими единицами и фразами; - озаглавливают текст, а также части прочитанных текстов; - отвечают на вопросы по содержанию прочитанных текстов; -читают части художественного текста, устанавливают причинноследственные связи и располагают эти части в логическом порядке; -высказывают согласие или несогласие по поводу идей, высказанных в тексте; -интерпретируют прочитанное и оценивают его содержание; -устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; - находят соответствия английским лексическим единицам в родном языке; - пополняют словарный запас лексикой, в том числе и для обсуждения проблем, связанных с учебной ситуацией блока; - составляют предложения с новыми лексическими единицами; - знакомятся со спецификой употребления субстантивных заимствований из греческого языка и латыни во множественном числе, а также употребления некоторых сложных существительных; - выявляют значения незнакомых слов, используя языковую догадку (контекст, словообразовательные модели); -знакомятся с новыми тенденциями и специфическими случаями употребления притяжательного падежа; -знакомятся с возможностью перехода исчисляемых имен существительных в разряд неисчисляемых и наоборот; -знакомятся с особенностями образования форм множественного числа субстантива fish; -знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью speak и используют их в речи; -знакомятся с идиоматическими выражениями, содержащими названия цветов, и используют их в речи; -знакомятся с типичными предупреждениями и объявленияминадписями в англоязычных странах; -знакомятся с информацией об употреблении артиклей с собственными именами существительными, обозначающими людей; - строят высказывания по вопросам ценностей для человека современного общества, обращая особое внимание на духовные ценности; - излагают свои взгляды и убеждения по вопросам морали, верований, общечеловеческих ценностей; -обсуждают различные аспекты культуры, высказывают собственное мнение по поводу значимых составляющих родной культуры; -оценивают вклад, который Россия внесла в фонд мировой культуры; - работая в парах, обсуждают различные опции в плане посещения культурноисторических мест и вырабатывают решение-консенсус; -рассуждают о месте музыки, литературы, театра в жизни человека, сообщают о значении этих видов искусства в жизни самих учащихся; - составляют описание увиденного фильма, пьесы по плану и делают презентацию на этой основе; - готовят сообщения о посещении картинной галереи; - обсуждают качества, необходимые для занятий различными видами искусств; -работая в парах, ведут целенаправленный расспрос о литературных предпочтениях собеседника; -отвечают на личностноориентированные вопросы по поводу изобразительных видов искусств, произведений литературы, кинофильмов и спектаклей; - знакомятся с символами четырех основных мировых религий; -обсуждают различные суеверия в различных культурах; - учатся дифференцировать личные и общественные ценности; - вспоминают известные и знакомятся с новыми традициями и обычаями народов англоязычных стран; -знакомятся с некоторыми стереотипами, бытующими среди части англичан в отношении жителей России, комментируют их; - составляют и разыгрывают диалоги, посвященные обсуждению культурных традиций различных народов; - письменно выполняют задания лексикограмматического и творческого характера; -пишут письма личного характера; -пишут сочинение на одну из предложенных тем, связанных с проблемами учебной 8. 18 Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства информации и коммуникаци и (пресса, Интернет, социальные сети и т. д.). Интернетбезопасность. 9. Выдающиеся люди родной страны и страны/ стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру . 8 Блок 3. 27 «Шаги к эффективному общению». Технический прогресс — «за» и «против». Новая технологическа я революция и средства массовой информации. Великие изобретения и открытия. Изменения в жизни людей, связанные с развитием науки и техники. Век коммуникации ситуации; - выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух стихи и песни по теме учебной ситуации; -воспринимают на слух аудиотексты различного типа с различной глубиной понимания; -понимают на слух содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (диалог, интервью,биография, текст научнопопулярного характера и др.); -прослушав текст, находят в нем запрашиваемую информацию; - выделяют тему и основные факты звучащего текста; устанавливают соответствие между звучащими текстами и предложенными утверждениями; -читают аутентичные тексты научно- Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; популярного, биографического, публицистического и автобиографического характера, художественный текст, демонстрируя различную глубину понимания таких текстов; - анализируют лексические особенности прочитанного текста, определяют целевую аудиторию, на которую он рассчитан; -отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста; -выявляют основную мысль прочитанного текста, запрашиваемую информацию; - завершают утверждения, основанные на содержании текста; - дополняют прочитанный текст предлагаемыми фразами; - излагают, комментируют содержание прочитанного текста, выражают собственное мнение по поводу высказанных в тексте идей; -повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; -овладевают новыми лексическими единицами; -устанавливают соответствие между лексическими единицами и их словарными дефинициями; -учатся осуществлять перифраз; - учатся различать семантику близких по смыслу лексических единиц to rent/to hire, to sink/to drown, a scientist/a scholar и правильно использовать их в речи; -тренируются в использовании английских предлогов; -знакомятся с фразовыми глаголами с ядерной частью pick и используют их в речи; - знакомятся с английскими широкозначными лексическими единицами thing, stuff и используют их в речи; -учатся тому, как вежливо прервать речь собеседника, чтобы высказать свое мнение или возразить ему;расширяют свой словарный запас за счет изучения вокабуляра, связанного с учебной ситуацией; -выявляют значения незнакомых слов, используя языковую догадку (контекст и основные словообразовательные модели); -тренируются в использовании словообразовательных моделей, изученных ранее; -на примере глагола make знакомятся с понятием синонимической доминанты и учатся использовать вместо нее разные синонимы; -повторяют изученный ранее материал, касающийся особенностей употребления английских наречий и числительных; знакомятся с функциями английских наречий, их морфологической структурой, способами образования степеней сравнения; -знакомятся со случаями существования в языке двух омонимичных форм наречий, а также учатся дифференцировать значения наречий, чья структура различается наличием или отсутствием морфемы -ly: high — highly, most — mostly и др.; -знакомятся с двумя значениями наречия badly и учатся правильно использовать его в речи; -знакомятся со способами обозначения нулевого числа в британском и американском вариантах английского языка; -учатся называть дробные числа; -учатся правильно называть и писать номера телефонов, даты в американском и британском английском; -строят высказывания по различным аспектам обсуждаемой тематики; -работая в парах, обсуждают преимущества и возможный вред повсеместного внедрения информационных технологий; -с помощью ответов на вопросы участвуют в дискуссии о месте средств массовой информации в современном обществе; -обсуждают, в каких областях науки и техники наиболее актуально и эффективно международное сотрудничество; - участвуют в ответах на вопросы викторины о достижениях науки и техники; -комментируют и высказывают собственное мнение по ряду предлагаемых утверждений; - составляют повествование по ключевым словам и фразам; -составляют высказывания по предложенному плану; - работая в группах, обсуждают степень значимости тех или иных открытий для человечества, приводят аргументы в пользу своей точки зрения; -письменно выполняют задания лексикограмматического и творческого характера; -письменно составляют предложения и текст по ключевым словам и фразам; -выписывают из текста эквиваленты русских слов и словосочетаний; -письменно завершают тексты, подбирая для этого корректные формы предлагаемых лексических единиц; -письменно исправляют ошибки, содержащиеся 10. Вселенная 10 и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Проживание в городской/сел ьской местности. 11.Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. 6 12. Родная страна и страна/ 12 Блок 4. «Шаги к будущему». Проблемы глобализации. Национальная идентичность. Будущее планеты. Земля и ее население. Проблемы искусственного интеллекта. Люди и их информационотехнологически е создания. Язык будущих поколений 27 в предлагаемых английских фразах; -пишут письма личного характера, в них отвечают на вопросы, связанные с темой прогресса науки и техники; -письменно комментируют высказывания, связанные с обсуждаемой учебной ситуацией, выражают при этом собственное мнение; -выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов Учащиеся: -воспринимают на слух и правильно воспроизводят новые лексические единицы; -воспринимают на слух стихи и песни по теме учебной ситуации; -воспринимают на слух аудиотексты различного типа с различной глубиной понимания; -понимают на слух содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью, биография, текст Гражданскопатриотическое воспитание и формирование российской идентичности; Духовнонравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей; Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); Физическое страны изучаемого языка: географическ ое положение, столица, крупные города, регионы; система образования; достопримеча тельности, культурные особенности; страницы истории научно-популярного характера и др.); -завершают утверждения, основанные на содержании текста; -читают и завершают тексты предложенными лексическими единицами и фразами; - отвечают на вопросы по тексту; - из списка предложенных проблем выбирают те, что не были затронуты в тексте; - выявляют в прочитанном тексте информацию «за» и «против» определенных тезисов (например, процесс глобализации); - определяют основную идею прочитанного текста, объясняют причины возникновения определенных фактов/событий, упомянутых в тексте; - продолжают знакомство с фразеологическим фондом английского языка на основе изучения новых пословиц и их интерпретации; - знакомятся с речевыми оборотами, полезными для ведения разговора о будущем, используют их в речи; воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; Экологическое воспитание - повторяют конструкцию complex object; - знакомятся со случаями, когда невозможно использовать конструкцию complex object после глаголов hear, see, feel в переносных значениях; - знакомятся со спецификой использования конструкции complex object в пассивных структурах после глаголов make и let; - знакомятся с использованием наклонения subjunctive mood для выражения воображаемых, желательных и нереальных действий; - строят высказывания по вопросам возможного развития общества, жизни на Земле, наличия единого языка, монокультуры в будущем; -излагают свою точку зрения и комментируют высказывания известных людей относительно будущего; -прогнозируют возможное развитие событий в ближайшем будущем в социальной, культурной, образовательных сферах, обсуждают эти прогнозы в группах, приводя свои доводы; -высказывают мнение по поводу желательных изменений в своей судьбе, семье, школе, стране, мировом сообществе; - работая в группах, вырабатывают перечень потенциальных угроз для будущих поколений; - обсуждают проблемы глобализации, оценивая данное явление; - выявляют значения незнакомых слов, используя языковую догадку (контекст, словообразовательные модели, интернациональные слова); -повторяют ранее усвоенный лексический материал, связанный с учебной ситуацией блока; - расширяют лексический запас, в том числе за счет единиц, непосредственно связанных с учебной ситуацией блока; - устанавливают соответствия между новыми лексическими единицами и их словарными дефинициями; - знакомятся с так называемыми «ложными друзьями переводчика»; - знакомятся с дифференциальными признаками глаголов get, gain, win в значении «получить, приобрести», глаголов offer, suggest, имен существительных wage(s), salary, fee, а также fee и fare, словосочетаний to draw attention, to pay attention, используют указанные единицы в речи; - повторяют случаи использования первого и второго причастий глаголов, герундиальных конструкций, различных видовременных форм глагола; -продолжают знакомство со смысловыми различиями словосочетаний, содержащих инфинитив или герундий после глаголов stop, regret, try, remember, forget, need, help, - готовят монологические высказывания о предполагаемом развитии национальных культур в будущем; -обсуждают проблемы экспансии американской культуры, анализируют причины данного явления; -обсуждают проблемы возможной кооперации стран в решении насущных проблем современности; - обсуждают возможные пути освоения космического пространства; -ведут диалоги по вопросам насущных проблем, связанных с экономическим состоянием планеты; -готовят сообщения о возможном создании роботов, интеллектуально не отличающихся или даже превосходящих людей, приводят свои аргументы; -прогнозируют пути развития городов, транспорта, климата в будущем, а также стиль жизни и общения людей; -готовят сообщения о развитии английского языка и его превращении в язык планетарного общения; -пишут сочинения по заданному плану, выражая собственное мнение по поводу проблем, затронутых в учебной ситуации; -пишут письма личного характера; -выполняют задания в формате ЕГЭ; -выполняют проектные задания; -осуществляют оценку изученного материала и собственных результатов