РП химия 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Папкова
муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_________Матюшенко Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по

химии

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)среднее общее, 10-11 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов138
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Усова Оксана Владимировна
(ФИО ( полностью), должность ( краткое наименование организации)

Программа разработана в соответствии ФГОС СОО №413 от 17.05.2012 и
учетом федеральной общеобразовательной программы среднего общего образования
№371 от 18.05.2023
С учетом УМКГ.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 10-11 «Просвещение»,2020 г.
(указать автора, издательство, год издания )

Пояснительная записка.
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО
№413 от 17.05.2012 и с учетом федеральной общеобразовательной программы среднего общего
образования №371 от 18.05.2023 , с учетом УМКГ.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 10-11
«Просвещение»,2020 г.
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия» для 10–11 классов
на базовом уровне составили концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с данными положениями программа по химии (базовый уровень) на уровне
среднего общего образования:
устанавливает обязательное (инвариантное) предметное содержание, определяет
количественные и качественные его характеристики на каждом этапе изучения предмета,
предусматривает принципы структурирования содержания и распределения его по классам, основным
разделам и темам курса;
даѐт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам, рекомендует
примерную последовательность изучения отдельных тем курса с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся 10–11
классов;
даѐт методическую интерпретацию целей изучения предмета на уровне современных
приоритетов в системе среднего общего образования, содержательной характеристики планируемых
результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
(личностных, метапредметных, предметных), основных видов учебно-познавательной деятельности
обучающегося по освоению содержания предмета. По всем названным позициям в программе по
химии соблюдена преемственность с федеральной рабочей программой основного общего
образования по химии (для 8–9 классов образовательных организаций, базовый уровень).
Программа по химии является ориентиром для составления рабочих программ, авторы которых
могут предложить свой подход к структурированию и последовательности изучения учебного
материала, а также своѐ видение относительно возможности выбора вариативной составляющей
содержания предмета дополнительно к обязательной (инвариантной) части его содержания.
Химическое образование, получаемое выпускниками общеобразовательной организации,
является неотъемлемой частью их образованности и служит завершающим этапом реализации на
соответствующем базовом уровне ключевых ценностей, присущих целостной системе химического
образования. Ключевые ценности касаются познания законов природы, формирования мировоззрения
и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде. Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего общего
образования средствами учебного предмета «Химия», содержание и построение которого определены
в программе по химии с учѐтом специфики науки химии, еѐ значения в познании природы и в
материальной жизни общества, а также с учѐтом общих целей и принципов, характеризующих
современное состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации.
При формировании содержания предмета «Химия» учтены следующие положения о специфике
и значении науки химии.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в создании новой базы
материальной культуры, вносит свой вклад в формирование рационального научного мышления, в
создание целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, которое
формируется в химии на основе понимания вещественного состава окружающего мира, осознания
взаимосвязи между строением веществ, их свойствами и возможными областями применения.
Современная химия как наука созидательная, наука высоких технологий направлена на решение
глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой,
экологической безопасности и охраны здоровья. Тесно взаимодействуя с другими естественными
науками, химия стала неотъемлемой частью мировой культуры, необходимым

условием успешного труда и жизни каждого члена общества.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего образования содержание
предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на
общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях,
не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая химия» и
«Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и
органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает
возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий
химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия»
сформирована в программе по химии на основе системного подхода к изучению учебного материала и
обусловлена исторически обоснованным развитием знаний на определѐнных теоретических уровнях.
В курсе органической химии вещества рассматриваются на уровне классической теории строения
органических соединений, а также на уровне стереохимических и электронных представлений о
строении веществ. Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии – от углеводородов
до сложных биологически активных соединений. В курсе органической химии получают развитие
сформированные на уровне основного общего образования первоначальные представления о
химической связи, классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ от их
строения, о химической реакции.
В предмете «Химия» базового уровня рассматривается изученный на уровне основного общего
образования теоретический материал и фактологические сведения о веществах и химической реакции.
Так, в частности, в курсе «Общая и неорганическая химия» обучающимся предоставляется
возможность осознать значение периодического закона с общетеоретических и методологических
позиций, глубже понять историческое изменение функций этого закона – от обобщающей до
объясняющей и прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении, свойствах и применении,
а также о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания дополняется в курсах 10
и 11 классов элементами содержания, имеющими культурологический и прикладной характер. Эти
знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими науками, раскрывают еѐ роль в
познавательной и практической деятельности человека, способствуют воспитанию уважения к
процессу творчества в области теории и практических приложений химии, помогают выпускнику
ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией, критически
осмысливать информацию и применять еѐ для пополнения знаний, решения интеллектуальных и
экспериментальных исследовательских задач. Содержание учебного предмета
«Химия» данного уровня изучения ориентировано на формирование у обучающихся
мировоззренческой основы для понимания философских идей, таких как: материальное единство
неорганического и органического мира, обусловленность свойств веществ их составом и строением,
познаваемость природных явлений путѐм эксперимента и решения противоречий между новыми
фактами и теоретическими предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем,
а также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых технологий и
материалов.
В плане решения задач воспитания, развития и социализации обучающихся принятые
программой по химии подходы к определению содержания и построения предмета предусматривают
формирование у обучающихся универсальных учебных действий, имеющих базовое значение для
различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
необходимых для приобретения опыта практической и исследовательской деятельности, занимающей
важное место в познании химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего образования так и на уровне
среднего общего образования, при определении содержательной характеристики целей изучения
предмета направлением первостепенной значимости традиционно признаѐтся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и
как одного из компонентов мировой культуры. С методической точки зрения такой подход к
определению целей изучения предмета является вполне оправданным.

Главными целями изучения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования на
базовом уровне являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы итеории
химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений
мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических
реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и химических
явлений, имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.
Содержательная характеристика целей и задач изучения предмета в программе по химии
уточнена и скорректирована в соответствии с новыми приоритетами в системе среднего общего
образования. Сегодня в преподавании химии в большей степени отдаѐтся предпочтение практической
компоненте содержания обучения, ориентированной на подготовку выпускника общеобразовательной
организации, владеющего не набором знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и
умениями активного получения знаний и применения их в реальной жизни для решения практических
задач.
В этой связи при изучении предмета «Химия» доминирующее значение приобретают такие цели
и задачи, как:
адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира, формирование
интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному
принятию грамотных решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает
важное место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической безопасности характера
влияния веществ и химических процессов на организм человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с
жизненными потребностями, использовать современные информационные технологии для поиска и
анализа учебной и научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического мышления,
наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно необходимы, в частности, при
планировании и проведении химического эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждѐнности в гуманистической направленности химии, еѐ
важной роли в решении глобальных проблем рационального природопользования, пополнения
энергетических ресурсов и сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта использования полученных
знаний для принятия грамотных решений в ситуациях, связанных с химическими явлениями.
Цели и задачи изучения предмета «Химия» получили подробную методическую
интерпретацию в разделе «Планируемые результаты освоения программы по химии», таким образом
обеспечено чѐткое представление о том, какие знания и умения имеют прямое отношение к реализации
конкретной цели.
В учебном плане среднего общего образования предмет «Химия» базового уровня входит в
состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими, социокультурными, духовнонравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе
нормами и правилами поведения, способствующими процессам самопознания, саморазвития и

нравственного становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность опыта
познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в обществе
ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и
правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении
учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при
анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии,
осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых
экспериментальных поисков, постоянного труда учѐных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о
передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;
способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
готовности оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и
правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в
трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно
полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в
рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей
профессии и реализации собственных жизненных планов с учѐтом личностных интересов,
способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования жизни на
Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических процессов
на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности

экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной
и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания еѐ роли в формировании рационального
научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
убеждѐнности в особой значимости химии для современной цивилизации: в еѐ гуманистической
направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, решении глобальных
проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической
безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически
комфортной жизни каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в
естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения
явлений окружающего мира и происходящих в нѐм изменений, умения делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному
получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего
образования включают:
значимые для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и
специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия,
явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции
обучающихся;
способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие
знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне еѐ рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить
результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приѐмы логического мышления – выделять характерные
признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели,
преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая
формула, уравнение химической реакции – при решении учебных познавательных и практических
задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков
изучаемых веществ и химических реакций.

2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно
сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы
по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов,
совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов
исследования, составлять обоснованный отчѐт о проделанной работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию
различных видов и форм представления, критически оценивать еѐ достоверность и
непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации,
необходимой для выполнения учебных задач определѐнного типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных
поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики,
диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией:
применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры,
номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии, высказывать
идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента,
практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта и
формулировать выводы по результатам проведѐнных исследований путѐм согласования позиций в
ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя еѐ
цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм
действий при выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее эффективный
способ их решения с учѐтом получения новых знаний о веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования по химии на
базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки обучающихся. Они включают специфические для учебного предмета
«Химия» научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию
знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных
и реальных жизненных ситуациях, связанных с химией. В программе по химии предметные результаты
представлены по годам изучения.
К концу обучения в 11 классе предметные результаты освоения курса «Общая и неорганическая
химия» отражают:
сформированность представлений о химической составляющей естественно-научной картины
мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, еѐ
функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
владение системой химических знаний, которая включает:

основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали
атомов, ион, молекула, моль, молярный объѐм, валентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая
решѐтка, типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие);
теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при
химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания,
лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические
сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических
веществ в быту и практической деятельности человека;
сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании неорганических веществ и их
превращений;
сформированность умений использовать химическую символику для составления формул
веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные
названия отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашѐная известь,
негашѐная известь, питьевая сода, пирит и другие);
сформированность умений определять валентность и степень окисления химических элементов
в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая,
водородная) в соединениях, тип кристаллической решѐтки конкретного вещества (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических
соединений;
сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по их
составу к определѐнному классу/группе соединений (простые вещества – металлы и неметаллы,
оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли);
сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и
демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции;
сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических
элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, используя
понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические уровни», объяснять закономерности
изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической
системы химических элементов Д.И. Менделеева;
сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства
неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической связи между
неорганическими веществами с помощью уравнений соответствующих химических реакций;
сформированность умения классифицировать химические реакции по различным признакам
(числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления
элементов, обратимости реакции, участию катализатора);
сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и
сокращѐнные уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия, при которых эти реакции идут
до конца;
сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав
различных неорганических веществ, распознавать опытным путѐм ионы, присутствующие в водных
растворах неорганических веществ;
сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от различных
факторов; характер смещения химического равновесия в зависимости от внешнего воздействия
(принцип Ле Шателье);
сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие в основе
промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность представлений об
общих научных принципах и экологических проблемах химического производства;
сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая доля
вещества в растворе», объѐмных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или

объѐма газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции
веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы веществ, превращения и
сохранения энергии;
сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (разложение
пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды растворов веществ с помощью
универсального индикатора, влияние различных факторов на скорость химической реакции, реакции
ионного обмена, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония,
решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами
техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять
результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и
формулировать выводы на основе этих результатов;
сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую
из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и других);
сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения вбыту
и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды,
осознавать опасность воздействия на живые организмы определѐнных веществ, понимая смысл
показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия на организм человека;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания об
основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно точечную систему
обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
Содержание учебного предмета «Химия»
10 класс
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Теоретические основы органической химии (5 ч)
Органические вещества. Появление и развитие органической химии как науки. Химическое
строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения
теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического
строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы
классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и
принципы образования названий органических соединений.
Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Определение качественного состава органических веществ. Шаростержневые модели молекул органических веществ.
Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и
горение органических веществ.
Практическая работа №1.Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических
веществах.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения.
1.

УГЛЕВОДОРОДЫ (26 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)
Предельные углеводороды (алканы). Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в
органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и
быту, изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.
Нахождение в природе и применение алканов.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (8 ч)
Кратные связи. Непредельные углеводороды.
Алкены. Строение молекулы этилена.sp–гибридизация.Гомологический ряд алкенов. Номенклатура.
Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на
примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения.Правило
Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный
продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука.Изопрен (2метилбутадиен-1,3). Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.Сопряжѐнные двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов.
Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.
Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд
алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле.
Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ
получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. Понятие о
циклоалканах.
Практическая работа №2.Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (5 ч)
Арены (ароматические углеводороды). Бензол как представитель ароматических углеводородов.
Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как спо- соб
получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказатель- ство
непредельного характера бензола. Реакция горения.Толуол. Изомерия заместите- лей.Применение
бензола. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и
раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч)
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы
переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа №1по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды».
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)
Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Классификация,
номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных
спиртов.Первичный, вторичный и третичный атомы углерода. Водородная связь. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация

как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо.Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Алкоголизм.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Ароматические спирты. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Качественная реакция на фенол.Применение фенола.
Демонстрации.Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
Лабораторные опыты.Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)
Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура. Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных
альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в
промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и
гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П).
Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)
Карбоновые кислоты.Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых
кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами,
основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Муравьиная кислота.Ацетаты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Практические работы
• №3. Получение и свойства карбоновых кислот.
• №4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
Сложные эфиры и жиры.Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров.
Реакция этерификации. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со
спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как
сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров.
Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых
кислот.
Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.Синтетические моющие средства.
Демонстрации.Образцы моющих и чистящих средств.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами
моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы (7 ч)

Углеводы. Классификация углеводов. Моносахариды. Олигосахариды. Дисахариды. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Фруктоза. Сахароза. Гидролиз
сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения
крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Ацетилцеллюлоза Классификация волокон.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Лабораторные опыты.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с
аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы
анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина.
Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки (3 ч)
Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение
белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и
пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации.Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных
групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Контрольная работа №2по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (6ч)
Тема 13. Синтетические полимеры (6 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации.
Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа №6.Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
11 класс
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (30 ч)
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (5 ч)
Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в
атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный
варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров
атомов.
Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему
или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
Тема 3. Строение вещества (9 ч)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и
анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая
доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации.Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Практическая работа №1.Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для
его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Контрольная работа №1по темам: «Важнейшиехимические понятия и законы», « Периодический
закони периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении
атома»
Тема 4. Химические реакции (13 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального
индикатора.
Лабораторные опыты.Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практическая работа №2. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Контрольная работа №2 по теме: «Химическиереакции»
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (38 ч)
Тема 5. Металлы (13ч)

Положение
металлов
в
периодической
системе
химических
элементов Д.
И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие
способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов.
Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь,
цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство
с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа №3по теме: «Металлы».
Тема 6. Неметаллы (8 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Контрольная работа №4по теме: «Неметаллы».
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум(17 ч)
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Бытовая грамотность.Практикум.
Практическая работа №3«Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
Практическая работа №4«Решение экспериментальных задач по органической химии»
Практическая работа №5«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы инеметаллы»
Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Решение расчётных задач.
1.
Вычисление массовой доли элемента в веществе.
2.
Решение задач на нахождение формул органических веществ.
3.
Решение задач на вычисление массовой доли растворѐнного вещества.
4. Решение задач на вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретиче-ского
возможного.
5. Решение задач на вычисление объѐмной доли выхода продукта реакции от теоретиче-ского
возможного.
6.
Решение задач на растворы.
7.
Решение задач на смеси.
2.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Темы, входящие в
данный раздел

Основное содержание
по темам

Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне
учебных действий)
10 класс

Основные направления воспитательной
деятельности

Предмет органической химии. Определение качественного состава
органических веществ.
Строение электронных оболочек
атомов Iи II периодов. Электронная
орбиталь, s- и p-орбитали. Электронное состояние атома углерода.
Валентные состояния атома углерода. Представления о пространственной структуре молекул алканов,
алкенов и алкинов. Электронная
природа химической связи.
Положения теории А.М. Бутлерова
о четырехвалентности атома углерода, об устойчивости углеродных
цепей. Причины многообразия веществ: изомерия.
Демонстрации. Ознакомление с
образцами органических веществ и
материалов. Определение качественного состава органических веществ. Шаростержневые модели
молекул органических веществ.
Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и
горение органических веществ.
Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Расчетные задачи. Нахождение
молекулярной формулы органического соединения.
2. Углеводороды (26 ч)

Моделировать пространственное строение метана,
этана, этилена, ацетилена.
Называть изученные положении я теории химического строения теории
А.М.Бутлерова.
Описывать
пространственную структуру изучаемых веществ.
Различать понятия «электронная оболочка» и
«электронная орбиталь».
Различать предметы изучения органической и неорганической химии.
Решать расчѐтные задачи
на вывод формулы органического вещества

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Предельные углеводороды (алканы). Возбуждѐнное состояние атома
углерода. Гибридизация атомныхорбиталей. Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд.
Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования, изомеризации алканов.
Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов
к кислотам, щелочам, к раствору
перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Объяснять
пространственное строение молекул
алканов на основе представлений о гибридизации орбиталей атома углерода.
Изготавливать модели молекул алканов, руководствуясь теорией химического строения органических веществ. Отличать
гомологи от изомеров.
Называть алканы по международной номенклатуре.
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические
свойства метана и его гомологов.
Решать расчѐтные задачи

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Тема
1.
Теоретическ
ие
основы
органическо
й химии (5 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды
(алканы) (7
ч)

Тема 3. Непредельные
углеводороды (8 ч)

Тема 4. Ароматические
углеводороды (арены)
(5 ч)

Тема 5. Природные источники углеводородов
(6 ч)

Расчетные задачи. Нахождение
молекулярной формулы органического соединения по массе (объему)
продуктов сгорания.
Кратные связи. Непредельные углеводороды.
Алкены.
sp
гибридизация. Этен (этилен). Изомерия положения двойной связи.
Пространственная изомерия (стерео-изомерия). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисления и полимеризации алкенов. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь. Алкадиены (диеновые углеводороды).
Дивинил (бутадиен-1,3). Изопрен (2метилбутадиен-1,3). Сопряжѐн- ные
двойные связи. Реакции присоединения (галогенирования) и
полимеризации алкадиенов. Ацетилен (этин). Межклассовая изомерия.
sp-Гибридизация электронныхорбиталей. Реакции присоединения,
окисления и полимеризации алкинов
Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его
свойств.

Арены (ароматические углеводороды). Бензол. Бензольное кольцо.
Толуол. Изомерия заместителей.
Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисления и присоединения аренов. Пестициды.
Генетическая связь аренов с другими углеводородами
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Природный газ. Нефть. Попутные
нефтяные газы. Каменный уголь.
Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов.

на вывод формулы органического вещества
Объяснять
пространственное строение молекулы этилена на основе
представлений о гибридизации атомных орбиталей
углерода.
Изображать
структурные формулы алкенов и их изомеров, называть алкены по международной номенклатуре,
составлять формулы алкенов по их названиям.
Составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические
свойства алкенов. Получать этилен. Доказывать
непредельный
характер
этилена с помощью качественной
реакции
на
кратные связи. Составлять
уравнения
химических
реакций,
характеризующих непредельный характер алкадиенов. Объяснять sp-гибридизацию и
пространственное строение молекулы ацетилена,
называть гомологи ацетилена по международной
номенклатуре, составлять
уравнения реакций, характеризующих химические
свойства ацетилена
Объяснять электронное и
пространственное строение молекулы бензола.
Изображать структурную
формулу бензола двумя
способами.
Объяснять, как свойства
бензола
обусловлены
строением его молекулы.
Составлять уравнения реакций, характеризующих
химические свойства бензола и его гомологов
Характеризовать
состав
природного газа и попутных нефтяных газов.
Характеризовать способы
переработки нефти. Объ-

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Экологическое воспитание;
5. Ценности научного
познания.
1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирова-

Пиролиз
яснять отличие бензина
Расчетные задачи. Определение прямой перегонки откремассовой или объемной доли выхо- кинг-бензина.
да продукта реакции от теоретиче- Решать расчѐтные задачи
ски возможного.
на определение массовой
Лабораторный опыт. Ознакомле- или объемной доли выхоние с образцами продуктов нефте- да продукта реакции от
переработки
теоретически возможного
Контрольная работа №1по темам
«Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды».
3. Кислородсодержащие органические соединения (25 ч)
Тема 6.
Спирты и
фенолы (6 ч)

Кислородсодержащие органические
соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Метанол (метиловый
спирт). Этанол (этиловый спирт).
Первичный, вторичный и третичный атомы углерода. Водородная
связь. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Алкоголизм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Фенолы. Ароматические спирты. Качественная реакция на фенол
Демонстрации.Взаимодействие
фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.
Лабораторные
опыты.Растворение глицерина в воде.
Реакция глицерина с гидроксидом
меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии,
что одно из реагирующих веществ
дано в избытке.

Изображать общую формулу одноатомных предельных
спиртов.Объяснять образование водородной связи и еѐ
влияние на физические
свойства спиртов.
Составлять структурные
формулы спиртов и их
изомеров, называть спирты по международной номенклатуре.
Объяснять
зависимость
свойств спиртов от наличия
функциональной
группы (-ОН).
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства спиртов и их
применение. Характеризовать физиологическое
действие метанола и этанола.
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства многоатомных
спиртов, и проводить качественную реакцию на
многоатомные спирты.
Объяснять
зависимость
свойств фенола от строения его молекулы, взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Составлять уравнения
реакций,
характеризующих химические свойства
фенола

ние культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Тема 7. Аль- Карбонильные соединения. Карбодегиды, ке- нильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Реакции
тоны (3 ч)
окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на
альдегиды.
Демонстрации.
Взаимодействие
метаналя (этаналя) с аммиачным
раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в
ацетоне различных органических
веществ.
Лабораторные опыты. Получение
этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди (II).
КарбокТема 8. Кар- Карбоновые кислоты.
боновые ки- сильная группа (карбоксогруппа).
Одноосновные предельные карбослоты (6 ч)
новые кислоты. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты
Практическая работа №3 Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач на
распознавание органических веществ.

.Тема 9.
Сложные
эфиры. Жиры (3 ч)

Тема 10. Углеводы (7 ч)

Сложные эфиры. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление). Жиры. Синтетические моющие средства
Демонстрации.Образцы моющих
и чистящих средств.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление
жиров. Сравнение свойств мыла и
синтетических моющих средств.
Знакомство с образцами моющих
средств. Изучение их состава и инструкций по применению.
Углеводы. Моносахариды. Глюкоза.
Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза. Полисахариды.
Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция

Составлять формулы изомеров и гомологов альдегидов и называть их по
международной номенклатуре. Объяснять зависимость свойств альдегидов от строения их функциональной группы. Проводить качественные реакции на альдегиды. Составлять уравнения реакций,
характеризующих
свойства альдегидов.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Составлять формулы изомеров и гомологов карбоновых кислот и называть
их по международной номенклатуре.
Объяснять
зависимость свойств карбоновых кислот от наличия
функциональной
группы (-СООН).
Составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства карбоновых кислот. Получать уксусную
кислоту и доказывать, что
это вещество относится к
классу кислот. Отличать
муравьиную кислоту от
уксусной с помощью химических реакций.
Составлять уравнения реакций этерификации.
Объяснять биологическую
роль жиров. Соблюдать
правила безопасного обращения со средствами
бытовой химии

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Объяснять биологическую
роль глюкозы. Практически доказывать наличие
функциональных групп в
молекуле глюкозы.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирова-

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Экологическое воспитание;
5.Ценности научного
познания.

на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза.Классификация волокон
Лабораторные
опыты.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие
глюкозы с аммиачным раствором
оксида серебра(I). Взаимодействие
сахарозы с гидроксидом кальция.
Взаимодействие крахмала с йодом.
Гидролиз крахмала. Ознакомление с
образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на
получение и распознавание органических веществ.
4. Азотсодержащие органические соединения (6 ч)

Объяснять, как свойства
сахарозы связаны с наличием
функциональных
групп в еѐ молекуле, и
называть области применения сахарозы. Составлять уравнения реакций,
характеризующих свойства сахарозы. Составлять
уравнения реакций гидролиза крахмала и поликонденсации моносахаридов.
Проводить качественную
реакцию на крахмал

ние культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические
свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в
молекуле на примере молекулы
анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические
соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими
классами органических соединений.
Тема
12. Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и хиБелки (3 ч)
мические свойства. Превращение
белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые
кислоты: состав, строение.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации.Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп
в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. Цветные
реакции на белки (биуретовая и
ксантопротеиновая реакции).
Контрольная работа 2 по темам
«Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».

Составлять уравнения
реакций, характеризующих свойства аминов.
Объяснять зависимость
свойств аминокислот от
строения их функциональных групп. Называть
аминокислоты по международной номенклатуре
и составлять уравнения
реакций, характеризующих их свойства.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Экологическое воспитание;
5.Ценности научного познания.
1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного познания.

Тема 11.
Амины и
аминокислоты (3 ч)

Объяснять биологическую
роль белков и их превращений в организме. Проводить цветные реакции
на белки.
Объяснять биологическую
роль нуклеиновых кислот.
Пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам

5. Высокомолекулярные соединения (6 ч)
Тема
13. Понятие о высокомолекулярных Различать общие понятия
соединениях. Полимеры, получае- химии высокомолекулярСинтетические поли- мые в реакциях полимеризации. ных соединений: мономер,
Строение молекул. Стереонерегу- полимер, структурное
меры (6 ч)
лярное и стереорегулярное строение звено, степень полимериполимеров. Полиэтилен. Полипро- зации, средняя молекупилен. Термопластичность. Поли- лярная масса, полимеримеры, получаемые в реакциях поли- зация, поликонденсация.
конденсации. Фенолформальдегид- Записывать уравнения реные смолы. Термореактивность.
акций полимеризации. ЗаСинтетические каучуки. Строение, писывать уравнения реаксвойства, получение и применение. ций поликонденсации.
Синтетические волокна. Капрон. Распознавать органичеЛавсан.
ские вещества, используя
Обобщение знаний по курсу орга- качественные реакции.
нической химии. Органическая хи- Характеризовать потребимия, человек и природа.
тельские свойства изученДемонстрации. Образцы пласт- ных высокомолекулярных
масс, синтетических каучуков и соединений и полимерных
синтетических волокон.
материалов на их основе
Лабораторные опыты. Изучение
свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Определение
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
11 класс

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного познания.

1. Теоретические основы химии (30 ч)
Тема 1. Важнейшие химические
понятия и
законы (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ,
закон сохранения и превращения
энергии при химических реакциях,
закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

Тема 2. Периодический
закон и периодическая
система химических
элементов Д.
И. Менделеева на ос-

Атомные орбитали, s-, p-, d- и fэлектроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов.
Энергетические уровни, подуровни.
Связь периодического закона и периодической системы химических
элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный вариан-

Перечислять важнейшие
характеристики химического элемента. Объяснять
различие между понятиями «химический элемент»,
«нуклид», «изотоп». Применять закон сохранения
массы веществ при составлении уравнений химических реакций.
Определять максимально
возможное число электронов на энергетическом
уровне. Записывать графические
электронные
формулы s-, p- и dэлементов. Характеризовать порядок заполнения
электронами энергетиче-

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Экологическое воспитание;
4.Ценности научного
познания.
1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Экологическое воспита-

нове учения
о строении
атомов (5 ч)

ты таблицы химических элементов. Положение в периодической
системе химических элементов Д.
И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисления
массы, объема или количества вещества по известной массе, объему
или количеству вещества одного из
вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3.
Строение
вещества (9
ч)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической
связи. Ионная связь. Катионы и
анионы. Ковалентная неполярная
связь. Ковалентная полярная связь.
Электроотрицательность. Степень
окисления. Металлическая связь.
Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и
свойства веществ.
Причины многообразия веществ:
изомерия, гомология, аллотропия,
изотопия.
Дисперсные системы. Истинные
растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества, молярная
концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации.Модели
ионных,
атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.
Эффект Тиндаля. Модели молекул
изомеров, гомологов.
Практическая
работа
№1.Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление

ских уровней и подуровней в атомах. Объяснять, в
чѐм заключается физический смысл понятия «валентность».
Объяснять,
чем определяются валентные возможности атомов
разных элементов. Составлять
графические
электронные
формулы
азота, фосфора, кислорода
и серы, а также характеризовать изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и А-группам периодической таблицы.
Решать расчетные задачи
на определение массы,
объема или количества
вещества по известной
массе, объему или количеству вещества одного из
вступивших в реакциюили
получившихся
в
результате реакции
Объяснять механизм образования ионной и ковалентной связи и особенности
физических
свойств ионных и ковалентных соединений.
Составлять электронные
формулы молекул ковалентных
соединений.
Объяснять механизм образования водородной и
металлической связей и
зависимость свойств вещества от вида химической связи.
Объяснять
пространственное строение молекул
органических и неорганических соединений с помощью представлений о
гибридизации орбиталей.
Объяснять
зависимость
свойств вещества от типа
его кристаллической решѐтки.
Объяснять причины многообразия веществ.
Описывать
процессы,
происходящие при растворении электролитов и

ние;
5. Ценности научного
познания.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

Тема 4. Химические
реакции (13
ч)

массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его
получения дан раствор с определенной массовой долей исходного
вещества.
Контрольная работа №1 по темам:
«Важнейшиехимические понятия и
законы», « Периодический закони
периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома»
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под
действием различных факторов.
Принцип ЛеШателье. Производство
серной кислоты контактным способом.
Электролитическая
диссоциация.
Сильные и слабые электролиты.
Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды.
Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и
температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для
характеристики свойств электролитов.
Практическая
работа
№2.Влияние различных факторов
на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисления
массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Контрольная работа №2 по теме:
«Химическиереакции»

неэлектролитов в воде.

Перечислять
признаки,
по которым классифицируют химические реакции.
Объяснять сущность химической реакции. Составлять уравнения химических реакций, относящихся к определѐнному
типу. Объяснять влияние
концентраций реагентов
на скорость гомогенных и
гетерогенных
реакций.
Объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции, а также значение
применения катализаторов
и ингибиторов на практике. Объяснять влияние
изменения концентрации
одного из реагирующих
веществ, температуры и
давления на смещение
химического равновесия.
Характеризовать свойства
различных видов дисперсных систем, указывать причины коагуляции
коллоидов и значение этого явления. Решать задачи
на приготовление раствора определѐнной молярной концентрации. Готовить раствор заданной молярной
концентрации.
Объяснять, почему растворы веществ с ионной и
ковалентной
полярной
связью проводят электрический ток. Определять
рН среды с помощью универсального индикатора.
Объяснять с позиций теории
электролитической

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

диссоциации
сущность
химических реакций, протекающих в водной среде.
Составлять полные и
сокращѐнные
ионные
уравнения реакций, характеризующих
основные
свойства важнейших классов неорганических соединений. Определять реакцию среды раствора соли в воде. Составлять
уравнения реакций гидролиза органических и неорганических веществ.
Решать расчетные задачи
на определение массы
(количества
вещества,
объема) продукта реакции, если известна масса
исходного вещества, содержащего определенную
долю примесей.
2. Неорганическая химия (38 ч)
Тема 5. Металлы (13ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Общие свойства
металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы
защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп
(А-групп) периодической системы
химических элементов.
Обзор металлов побочных подгрупп
(Б-групп) периодической системы
химических элементов (медь, цинк,
титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с
образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и
щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора
хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство
с образцами металлов и их рудами

Характеризовать
общие
свойства металлов и разъяснять их на основе представлений о строении
атомов металлов, металлической связи и металлической кристаллической
решѐтке. Иллюстрировать
примерами способы получения металлов. Характеризовать
химические
свойства металлов IA—
IIA групп и алюминия,
составлять соответствующие уравнения реакций.
Объяснять
особенности
строения атомов химических элементов Б-групп
периодической системы
Д. И. Менделеева. Составлять уравнения реакций,
характеризующих свойства меди, цинка, титана,
хрома, железа. Предсказывать свойства сплава,
зная его состав. Объяснять, как изменяются
свойства оксидов и гидроксидов металлов по периодам и А-группам периодической
таблицы.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного
познания.

(работа с коллекциями).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с
массовой долей выхода продукта
реакции от теоретически возможного.
Контрольная работа №3по теме:
«Металлы».

Тема 6. Неметаллы (8
ч)

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства
типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие
кислоты. Водородные соединения
неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и
кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния
в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство
с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с
коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Контрольная работа №4по теме:
«Неметаллы»

Объяснять, как изменяются свойства оксидов и
гидроксидов химического
элемента с повышением
степени окисления его
атома. Записывать в молекулярном и ионном виде
уравнения
химических
реакций,
характеризующих кислотно-основные
свойства оксидов и гидроксидов металлов, а также экспериментально доказывать наличие этих
свойств. Распознавать катионы солей с помощью
качественных реакций.
Записывать уравнения реакций электролиза, характеризовать способы защиты металлов от коррозии.
Решать задачи на определение массовой доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного.
Характеризовать общие
свойства неметаллов и
разъяснять их на основе
представлений о строении
атома. Называть области
применения важнейших
неметаллов. Характеризовать свойства высших оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот, составлять уравнения соответствующих реакций и объяснять их в
свете представлений об
окислительновосстановительных реакциях и электролитической
диссоциации. Составлять
уравнения реакций, характеризующих окислительные свойства серной и
азотной кислот. Характеризовать изменение
свойств летучих водородных соединений неметаллов по периоду и А- группам периодической системы. Доказывать взаимосвязь неорганических и
органических соединений.
Составлять уравнения хи-

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного познания.

Тема 7. Генетическая
связь неорганических и
органических веществ.
Практикум(17 ч)

Генетическая связь неорганических
и органических веществ. Бытовая
грамотность.Практикум.
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по
неорганической химии»
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по
органической химии»
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы и
неметаллы»
Практическая
работа
№
6«Получение, собирание и распознавание газов»
Решение расчётных задач.
1.
Вычисление массовой доли элемента в веществе.
2.
Решение задач на
нахождение формул органических веществ.
3.
Решение задач на
вычисление массовой доли растворѐнного вещества.
4.
Решение задач на
вычисление массовой доли выхода продукта от теоретического
возможного.
5.
Решение задач на
вычисление объѐмной доли выхода продукта от теоретического
возможного.
6.
Решение задач на
растворы.
7.
Решение задач на
смеси.

мических реакций, отражающих взаимосвязь неорганических и органических веществ, объяснять
их на основе теории электролитической диссоциации и представлений об
окислительновосстановительных процессах. Практически распознавать вещества с помощью качественных реакций на анионы
Доказывать взаимосвязь
неорганических и органических соединений. Составлять уравнения химических реакций, отражающих взаимосвязь неорганических и органических веществ, объяснять
их на основе теории электролитической диссоциации и представлений об
окислительновосстановительных процессах. Практически распознавать вещества с помощью качественных реакций на анионы.
Решать задачи различных
типов.

1. Гражданское
воспитание;
2. Патриотическое воспитание;
3. Формирование культуры
здоровья;
4. Трудовое
воспитание;
5. Экологическое воспитание;
6. Ценности научного познания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».