Комплексный анализ 21-22 с КТП 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Папкова
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол
№1
от 30 августа 2023 года
Председатель педсовета
_________Матюшенко Е.А.

Рабочая программа
по комплексному анализу текста
Уровень образования (класс) основное общее образование 10-11 класс
Количество часов 68 часов
Учителя: Моисеева Р.Г., Соколова К.Е.

Варнавинское 2023г.

Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
29 июня 2017 г.
Примерная программа среднего общего образования по предмету «Русский язык»
Целью данного курса является углубление и расширение знаний обучающихся старшей
школы о тексте, выявление лингвистических способностей и формирование лингвистической
(языковедческой) компетенции, необходимых для успешного прохождения государственной
итоговой аттестации.
Главные задачи курса:
1.Познакомить обучающихся с ключевыми элементами комплексной работы с текстом и её
назначением.
2.Формировать умение выполнять комплексный анализ текста различных стилей и типов
речи.
3. Способствовать развитию навыков создания собственного текста в связи с поставленной
коммуникативной задачей.
На комплексный анализ текста на ступени среднего общего образования в 10 классе отводится
1 ч. в неделю, программа рассчитана на 35 учебных часов;
в 11 классе отводится 1 ч. в неделю, программа рассчитана на 34 учебных часа.
1.

Планируемые результаты освоения курса «Комплексный анализ текста»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3)готовность к служению Отечеству, его защите;
4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;
10)эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15)ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Курс «Комплексный анализ текста» имеет практическую направленность и
предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы языка как текст
посредством комплексной работы с текстами различных стилей и типов речи, что существенно
дополняет и обогащает знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения ими
в 10-11 классах курса русского языка и литературы. Работа с текстом развивает языковое
чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок,

прививает интерес к работе с языковым материалом, способствует формированию
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций, а также успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса. В результате
изучения курса обучающийся научится:
 определять основные сведения по текстологии, стилистике русского языка и
основным разделам лингвистики;
 распознавать признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
 определять основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
 анализировать изобразительно-выразительные средства языка;
 соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые
и речевые нормы современного русского литературного языка;
 применять орфографические и пунктуационные правила правописания.
В результате изучения курса обучающийся получит возможность научиться:
 определять лексические, морфологические, синтаксические признаки разных стилей речи;
различать стили текста, типы речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному
стилю и типу;
 определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи
смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
 находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
 оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка
(орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических);
 формулировать проблему исходного текста, выражать свое отношение к предложенным
проблемным вопросам, создавать устное и письменное речевое высказывание в форме
рассуждения на основе прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами
современного русского языка;
 пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями при анализе и
создании собственного текста;
 руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании
собственного текста.
2. Содержание рабочей программы учебного курса КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА
Язык и речь
Богатство и выразительность русского языка.
Текст как речевое произведение
Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.
Основные средства связи предложений в тексте
Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях,
закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние
структуры предложение на тип речи.
Функциональные стили
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации
языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного

русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки,
реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Средства художественной изобразительности
Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и
использованием их в произведениях художественной литературы.
Звуковые изобразительные возможности русского языка
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над
использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных
конструкций.
Лексические средства выразительности русского языка
Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения
словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование.
Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение,
олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного
употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее
использование в речи, в произведениях художественной литературы.
Словообразование и его изобразительные ресурсы
Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.
Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений
Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие
моменты духовной жизни героев произведения.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История
произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их
художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение.
Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного
творчества.
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.Орфография как
средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл
высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в
произведениях художественной литературы.
Синтаксические изобразительные возможности языка
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка.
Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных,
восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в
художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное
средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение
как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование
как поэтического тропа. Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм
сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма
организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

11 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п

Наименование раздела программы,
темы урока

Введение (1 час)
1
Язык и речь
Текст как речевое произведение (1 час)
2
Понятие о тексте как речевом произведении
и его основные признаки
Основные средства связи предложений в тексте
(2 часа)
3
Понятия об основных средствах связи
предложений в тексте
4
Влияние структуры предложения на тип
речи
Средства художественной изобразительности (3
часа)
5
Многообразие средств художественной
изобразительности
6
Использование средств художественной
изобразительности в произведениях
художественной литературы
7
Использование средств художественной
изобразительности в произведениях
художественной литературы
Звуковые изобразительные возможности
русского языка (3 часа)
8
Понятие о звуковых изобразительных
возможностях русского языка
9
Организующая роль словесного ударения в

Количест
во часов
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1)умение самостоятельно
определять цели
деятельности и составлять
планы деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
использовать все
возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности; выбирать
успешные стратегии в
различных ситуациях;
2)умение продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
3)владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности,

1)российскую
идентичность
уважение к св
чувства ответс
Родиной, горд
свою Родину,
настоящее мн
народа России
государственн
флаг, гимн);
2)гражданскую
активного и о
члена российс
осознающего
конституцион
обязанности, у
и правопорядо
чувством собс
достоинства, о
принимающег
национальные
общечеловече
гуманистичес
демократичес
3)готовность к
Отечеству, его
4)сформирова
мировоззрени
соответствующ
уровню разви
общественной
основанного н

стихотворной речи
10
Наблюдение над использованием в текстах
художественных произведений основных
типов интонационных конструкций
Лексические средства выразительности
русского языка (3 часа)
11
Лексические средства выразительности
12
Лексика ограниченного употребления
13
Использование в речи, в произведениях
художественной литературы
Словообразование и его изобразительные
ресурсы (4 часа)
14
Морфема как значимая часть слова
15
Синонимия и многозначность морфем
16
Словообразовательная модель как источник
пополнения словарного состава языка
17
Использование различных
словообразовательных средств в тексте.
Тест
Лингвостилистический анализ пейзажей на
примерах из художественных произведений
(2часа)
18
Роль пейзажа в художественном
произведении
19
Раскрытие с помощью пейзажа сложнейших
моментов духовной жизни героев
произведения
Морфологические средства выразительности (3
часа)
20
Морфологические свойства русской речи и
их изобразительные возможности
21
История произношения имен собственных.
Фамилии литературных героев как средство
их художественной характеристики
22
Грамматический род и пол живых существ.
Олицетворение. Краткие и усеченные
прилагательные в поэтической речи
Графика, орфография, пунктуация и их
изобразительные возможности (3 часа)
23
Происхождение письма. Изобразительные
ресурсы современной графики. Пунктуация
и смысл высказывания
24
Орфография как средство точной передачи
на письме смысловой стороны речи
25
Стилистические возможности средств
графики, орфографии и пунктуации в
произведениях художественной литературы
Синтаксические изобразительные возможности
языка (6 часов)
26
Синтаксическая синонимия. Разные по
интонации предложения

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

навыками разрешения
проблем; способность и
готовность к
самостоятельному поиску
методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
4)готовность и
способность к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, владение
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую
из различных источников;
5)умение использовать
средства информационных
и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ)
в решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм, норм
информационной
безопасности;
6)умение определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
7)умение самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
8)владение языковыми
средствами - умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
9)владение навыками

а также различ
общественног
осознание сво
поликультурн
5)сформирова
саморазвития
соответствии
общечеловече
и идеалами гр
общества; гот
способность к
творческой и
деятельности;
6) толерантно
поведение в п
мире
7)навыки сотр
сверстниками
возраста, взро
образовательн
полезной, уче
исследователь
других видах
8)нравственно
поведение на
общечеловече
9)готовность и
образованию,
самообразован
всей жизни; со
отношение к н
образованию к
успешной про
общественной
10)эстетическ
миру, включая
научного и те
творчества, сп
общественных
11)принятие и
ценностей здо
безопасного о
потребности в
самосовершен
занятиях спор
оздоровительн
неприятие вре
курения, упот
наркотиков;
12)бережное,
компетентное
физическому
психологичес
собственному
людей, умени
помощь;
13)осознанны
профессии и в
реализации со
жизненных пл
профессионал
как возможно

Односоставные и осложненные
предложения
28
Инверсия как изобразительное средство
29
Употребление сложных предложений
30
Структурный параллелизм сложных
предложений как средство выразительности
31
Период как особая форма организации
сложных предложений, как поэтическая
фигура художественной речи
Многоаспектный лингвистический анализ
текста (3 часа)
32
Комплексный анализ текста
33
Комплексный анализ текста
34
Итоговое занятие
27

1
1
1
1
1

познавательной рефлексии
как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов,
их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

1

1
1

решении личн
государственн
общенационал
14)сформиров
экологическог
понимания вл
экономически
состояние при
социальной ср
опыта эколого
деятельности;
15)ответствен
созданию сем
осознанного п
семейной жиз

Календарно-тематическое планирование
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
10 класс
№
п/п

Наименование раздела
программы,
темы урока

Количество
часов

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

1
2
3

Текст и его признаки
Текст и его признаки
Способы
выражения
темы. Микротема
Структура
текста:
способы и средства связи
предложений в тексте
Текст как смысловое и
структурное единство
Смысловые части текста.
План
Типы речи (текстов):
повествование, описание,
рассуждение
Типы речи (текстов):
повествование, описание,
рассуждение
Типы речи (текстов):
повествование, описание,
рассуждение
Комплексный
анализ
текста
Комплексный
анализ

1
1
1

1)умение самостоятельно
определять цели деятельности
и составлять планы
деятельности; самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать деятельность;
использовать все возможные
ресурсы для достижения
поставленных целей и
реализации планов
деятельности; выбирать
успешные стратегии в
различных ситуациях;
2)умение продуктивно
общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать
конфликты;
3)владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и

1)российскую гражданскую
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа
России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2)гражданскую позицию как
активного и ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие
гуманистические и
демократические ценности;
3)готовность к служению
Отечеству, его защите;
4)сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,

4

5
6
7

8

9

10
11

1

1
1
1

1

1

1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24
25

26
27
28

29

30
31

32

текста
Стили речи
Художественный стиль
Научный стиль речи
Публицистический
стиль. Его особенности
Публицистический
стиль. Его особенности
Официально-деловой
стиль речи
Официально-деловой
стиль речи
Фонетика. Фонетический
разбор
Комплексный
анализ
текста
Комплексный
анализ
текста
Лексика
(синонимы
антонимы,
омонимы,
паронимы).
Многозначность
слов.
Тестирование
Лексика (синонимы
антонимы, омонимы,
паронимы).
Многозначность слов.
Тестирование.
Работа с текстом. Анализ
текста
Разбор слова по составу.
Словообразовательный
анализ
Орфография
и
пунктуация
Орфография
и
пунктуация
Морфология.
Морфологический
разбор разных частей
речи
Морфология.
Морфологический
разбор разных частей
речи
Работа с текстом. Анализ
текстов
Промежуточная
аттестация.
Защита
проекта
Работа с текстом. Анализ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

1

1
1

1

проектной деятельности,
навыками разрешения
проблем; способность и
готовность к
самостоятельному поиску
методов решения
практических задач,
применению различных
методов познания;
4)готовность и способность к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности,
владение навыками
получения необходимой
информации из словарей
разных типов, умение
ориентироваться в различных
источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников;
5)умение использовать
средства информационных и
коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм
информационной
безопасности;
6)умение определять
назначение и функции
различных социальных
институтов;
7)умение самостоятельно
оценивать и принимать
решения, определяющие
стратегию поведения, с
учетом гражданских и
нравственных ценностей;
8)владение языковыми
средствами - умение ясно,
логично и точно излагать
свою точку зрения,
использовать адекватные
языковые средства;
9)владение навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых

основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном
мире;
5)сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире
7)навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности;
8)нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9)готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному
образованию как условию
успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10)эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11)принятие и реализацию
ценностей здорового и безопасного
образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12)бережное, ответственное и
компетентное отношение к
физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать
первую помощь;
13)осознанный выбор будущей
профессии и возможностей
реализации собственных
жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности
как возможности участия в
решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
14)сформированность

текстов
33
34

Работа с текстом. Анализ
текстов
Повторение и обобщение
по всему курсу

35

действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

1
1
1

экологического мышления,
понимания влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта
эколого-направленной
деятельности;
15)ответственное отношение к
созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

Итоговый урок. Чему мы
научились?

№
п/п

Наименование
раздела программы,
темы урока

Введение (1 час)
1 Язык и речь
Текст как речевое
произведение (1 час)
2
Понятие о тексте как
речевом произведении
и его основные
признаки
Основные средства связи
предложений в тексте (2
часа)
3
Понятия об основных
средствах связи
предложений в тексте
4
Влияние структуры
предложения на тип
речи
Средства художественной
изобразительности (3
часа)
5
Многообразие средств
художественной
изобразительности
6
Использование
средств
художественной
изобразительности в
произведениях

11 класс
Комплексный анализ текста
Количество
Планируемые результаты
часов
Метапредметные
Личностные
Предметны

1
1

1

1

1

1

1)умение
самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
использовать все
возможные ресурсы
для достижения
поставленных
целей и реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии в
различных
ситуациях;
2)умение
продуктивно
общаться и
взаимодействовать
в процессе
совместной
деятельности,
учитывать позиции

1)российскую
гражданскую
идентичность,
патриотизм, уважение к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального
народа России,
уважение
государственных
символов (герб, флаг,
гимн);
2)гражданскую позицию
как активного и
ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права
и обязанности,
уважающего закон и
правопорядок,
обладающего чувством
собственного
достоинства, осознанно
принимающего
традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические
ценности;
3)готовность к

В результате изуч
курса обучающий
научится:
• определять осно
сведения по
текстологии,
стилистике русско
языка и основным
разделам лингвист
• распознавать
признаки текста и
функциональносмысловых типов
(повествования,
описания,
рассуждения);
• определять
основные признак
разговорной речи,
научного,
публицистическог
официально-делов
стилей, языка
художественной
литературы;
• анализировать
изобразительновыразительные
средства языка;
• соблюдать
орфоэпические,

художественной
литературы
7
Использование
средств
художественной
изобразительности в
произведениях
художественной
литературы
Звуковые
изобразительные
возможности русского
языка (3 часа)
8
Понятие о звуковых
изобразительных
возможностях
русского языка
9
Организующая роль
словесного ударения в
стихотворной речи
10 Наблюдение над
использованием в
текстах
художественных
произведений
основных типов
интонационных
конструкций
Лексические средства
выразительности
русского языка (3 часа)
11 Лексические средства
выразительности
12 Лексика
ограниченного
употребления
13 Использование в речи,
в произведениях
художественной
литературы
Словообразование и его
изобразительные ресурсы
(4 часа)
14 Морфема как
значимая часть слова
15 Синонимия и
многозначность
морфем
16 Словообразовательная
модель как источник
пополнения
словарного состава

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

других участников
деятельности,
эффективно
разрешать
конфликты;
3)владение
навыками
познавательной,
учебноисследовательской
и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность и
готовность к
самостоятельному
поиску методов
решения
практических
задач, применению
различных методов
познания;
4)готовность и
способность к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности,
владение навыками
получения
необходимой
информации из
словарей разных
типов, умение
ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать и
интерпретировать
информацию,
получаемую из
различных
источников;
5)умение
использовать
средства
информационных и
коммуникационных
технологий (далее ИКТ) в решении
когнитивных,
коммуникативных
и организационных

служению Отечеству,
его защите;
4)сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге
культур, а также
различных форм
общественного
сознания, осознание
своего места в
поликультурном мире;
5)сформированность
основ саморазвития и
самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и идеалами
гражданского общества;
готовность и
способность к
самостоятельной,
творческой и
ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание
и поведение в
поликультурном мире
7)навыки
сотрудничества со
сверстниками, детьми
младшего возраста,
взрослыми в
образовательной,
общественно полезной,
учебноисследовательской,
проектной и других
видах деятельности;
8)нравственное сознание
и поведение на основе
усвоения
общечеловеческих
ценностей;
9)готовность и
способность к
образованию, в том
числе самообразованию,
на протяжении всей
жизни; сознательное
отношение к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности;
10)эстетическое
отношение к миру,

лексические,
грамматические,
синтаксические,
языковые и речевы
нормы современно
русского
литературного язы
• применять
орфографические
пунктуационные
правила правопис
В результате изуч
курса обучающий
получит возможно
научиться:
• определять
лексические,
морфологические,
синтаксические
признаки разных
стилей речи; разли
стили текста, типы
речи, доказывать
принадлежность
текста к тому или
иному стилю и ти
• определять тему
основные мысли
текста; особеннос
композиции и сред
связи смысловых
частей текста в
соответствии с
коммуникативным
замыслом;
• находить в текст
средства
художественной
выразительности и
определять их рол
• оценивать речь с
точки зрения
языковых норм и
правил русского
литературного язы
(орфографических
орфоэпических,
лексических,
словообразователь
морфологических
синтаксических);
• формулировать
проблему исходно
текста, выражать с
отношение к
предложенным
проблемным

языка
17 Использование
различных
словообразовательных
средств в тексте. Тест
Лингвостилистический
анализ пейзажей на
примерах из
художественных
произведений (2часа)
18 Роль пейзажа в
художественном
произведении
19 Раскрытие с помощью
пейзажа сложнейших
моментов духовной
жизни героев
произведения
Морфологические
средства
выразительности (3 часа)
20 Морфологические
свойства русской речи
и их изобразительные
возможности
21 История
произношения имен
собственных.
Фамилии
литературных героев
как средство их
художественной
характеристики
22 Грамматический род и
пол живых существ.
Олицетворение.
Краткие и усеченные
прилагательные в
поэтической речи
Графика, орфография,
пунктуация и их
изобразительные
возможности (3 часа)
23 Происхождение
письма.
Изобразительные
ресурсы современной
графики. Пунктуация
и смысл
высказывания
24 Орфография как
средство точной

1

1

1

1

1

1

1

1

задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и
этических норм,
норм
информационной
безопасности;
6)умение
определять
назначение и
функции
различных
социальных
институтов;
7)умение
самостоятельно
оценивать и
принимать
решения,
определяющие
стратегию
поведения, с
учетом
гражданских и
нравственных
ценностей;
8)владение
языковыми
средствами умение ясно,
логично и точно
излагать свою
точку зрения,
использовать
адекватные
языковые средства;
9)владение
навыками
познавательной
рефлексии как
осознания
совершаемых
действий и
мыслительных
процессов, их
результатов и
оснований, границ
своего знания и
незнания, новых
познавательных
задач и средств их

включая эстетику быта,
научного и технического
творчества, спорта,
общественных
отношений;
11)принятие и
реализацию ценностей
здорового и безопасного
образа жизни,
потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях спортивнооздоровительной
деятельностью,
неприятие вредных
привычек: курения,
употребления алкоголя,
наркотиков;
12)бережное,
ответственное и
компетентное
отношение к
физическому и
психологическому
здоровью, как
собственному, так и
других людей, умение
оказывать первую
помощь;
13)осознанный выбор
будущей профессии и
возможностей
реализации собственных
жизненных планов;
отношение к
профессиональной
деятельности как
возможности участия в
решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
14)сформированность
экологического
мышления, понимания
влияния социальноэкономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды; приобретение
опыта экологонаправленной
деятельности;
15)ответственное
отношение к созданию
семьи на основе
осознанного принятия
ценностей семейной
жизни.

вопросам, создава
устное и письменн
речевое высказыв
в форме рассужде
на основе
прочитанного текс
соответствии с
нормами и правил
современного русс
языка;
• пользоваться
справочной
литературой и
лингвистическими
словарями при ана
и создании
собственного текс
• руководствовать
критериями
оценивания
экзаменационной
работы при создан
собственного текс

передачи на письме
смысловой стороны
речи
25 Стилистические
возможности средств
графики, орфографии
и пунктуации в
произведениях
художественной
литературы
Синтаксические
изобразительные
возможности языка (6
часов)
26 Синтаксическая
синонимия. Разные по
интонации
предложения
27 Односоставные и
осложненные
предложения
28 Инверсия как
изобразительное
средство
29 Употребление
сложных
предложений
30 Структурный
параллелизм сложных
предложений как
средство
выразительности
31 Период как особая
форма организации
сложных
предложений, как
поэтическая фигура
художественной речи
Многоаспектный
лингвистический анализ
текста (3 часа)
32 Комплексный анализ
текста
33 Комплексный анализ
текста
34 Итоговое занятие

достижения.

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».